ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Андреев Кирилл Александрович
cтудент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк
E-mail: k.andreev666@mail.ru
Быкасова Лариса Валентиновна
канд. культурологии, доцент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк
Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности под влиянием идеологии и пропаганды, распространяемыми СМИ. Не зря в народе говорят, что СМИ — это «четвертая власть». Кроме пропаганды и других мер воздействия на молодёжь, в частности, и общество в целом, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия. Ученые различают три вида воздействия телевидения на человека или в данном случае на подростка, это: когнитивное проявление — просмотр подростком (зрителем) сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира, эмоциональное проявление — просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию, поведенческое проявление — просмотр сцен насилия влияет на поведение подростка. Различают несколько процессов воздействия поведенческого проявления:
·возбуждение — при просмотре сцен насилия зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления;
·дизингбиляция — по мере привыкания подростков к сценам насилия, уменьшается сдерживающее действие законов против совершения правонарушений;
·десенсибиляция — при регулярном просмотре сцен насилия люди становятся менее восприимчивыми к жестокости;
·имитация — подростки учатся показанным по телевидению примерам поведения и затем пытаются их повторить;
·катарсис — предположительно дает возможность безопасного выхода агрессивных эмоций посредством просмотра или представления сцен насилия [1, с. 194].
Мы предполагаем, что сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует отметить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие. Так, например, аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха — в 49 %, разочарования — в 45 % [4]. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. Ученые выделяют разные варианты влияния СМИ на сознание молодежи. Некоторые считают, что это все происходит только из-за телевидения или других средств информации. Другие предполагают, что существуют некоторые «третьи факторы» такие как, разные социальные слои, неблагополучные семьи или частота просмотров и т. д., которые в совокупности с просмотром телевизора или интернета, делают молодежь безрассудной и агрессивной по отношению к другим людям. В качестве подтверждения можно привести опрос 1565 лондонских мальчиков английский исследователем Уильямом Бельсоном. В ходе которого, он установил, что те мальчики, которые смотрели фильмы со сценами насилия в большом количестве, в последующие месяцы совершили на 50 % больше правонарушений, по сравнению с теми, кто смотрел эти фильмы в умеренном количестве [3].
Сложно опровергнуть мнение, что именно телевидение во многом оказывает большое влияние на сознание молодежи. Ведь количество преступлений увеличивалось в тех странах, где начинало появляться и развиваться телевидение. В США и Канаде в период распространения телевидения (1957—1974 гг.), количество преступлений возросло в два раза, в частности убийств, по сравнению с предыдущими и последующими годами. Ярчайшим примером может служить Южная Африка, в которой количество убийств увеличилось в два раза именно после появления телевидения в 1975 г. [3].
Также после просмотров фильмов со сценами насилия, в которых ко всему прочему образ всесильного человека (человека-бога), которому все дозволено, идеализируется, молодые люди стараются повторить приемы, увиденные в кино, им хочется быть похожими на такого «героя». Например, при опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали, что они обучились новым криминальным трюкам, смотря телепрограммы. А каждые 4 человека из 10 признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора [3].
Можно привести пример, еще раз, подтверждающий то, что просмотр фильмов со сценами насилия, оказывают негативное влияние на сознание и поведение детей и подростков. В экспериментах группы исследователей под руководством Росса Парка в Соединенных Штатах и Жака Лайенса в Бельгии обитателям ряда детских исправительных заведений были показаны художественные фильмы: одним — «агрессивные», другим — вполне миролюбивые. Результаты подтвердили, что длительная демонстрация насилия приводит к усилению агрессии у зрителей. По сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации кинофильмов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы со сценами насилия, резко возросло [3].
В среднестатистической семье телевизор обычно работает по семь часов в сутки, и сцены насилия, которые проникают к нам через экраны телевизоров и мониторы наших компьютеров, делают нас менее чувствительными к жестокости, люди становятся «терпимыми», равнодушными к жестокости, которая совершается на улицах, в общественных местах.
Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей к различным проблемам, событиям действительности. Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране стали появляться и положительные, поучающие передачи: они преподносят детям уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежь, но и общества в целом. Стали работать детские каналы на ТВ, появился канал «Россия Культура», созданные для повышения общего уровня культуры в стране.
Группа американских исследователей во главе с Сьюзан Хирольд привела статистические данные 108 исследований, в которых сравнивалось воздействие просмотра просоциальных и нейтральных программ. В результате было обнаружено, что «если зритель просматривал просоциальные программы вместо нейтральных, то уровень просоциальности его поведения возрастал (по крайней мере, временно) с 50 % до 74 %, то есть его можно было уже назвать настоящим альтруистом» [3].
Помимо экранного насилия существуют еще и многочисленные элементы насилия, а иногда и его открытой пропаганды в аудио-произведениях. Известно пагубное влияние агрессивной музыки на сознание человека, которая может пробудить в нем ненависть, злобу, а если учесть, что слуховое восприятие гораздо сильней зрительного, то прослушивание такой музыки становится одним из важнейших факторов, влияющих на сознание человека. В творчестве музыкантов, песни которых молодежь, в большинстве своем, сейчас слушает, присутствуют призывы к убийствам, к употреблению наркотиков, алкоголя, сигарет и т. д. Молодёжь пытается копировать те модели поведения, которые восхваляются в песнях, музыка для них словно проводник в жизнь, заменяет учителя-наставника. Также аудио-насилие страшно в том плане, что единомышленники, слушающие одну и ту же музыку, затем объединяются в группы панков, анархистов, скинхедов, сатанистов, которые зачастую несут в себе антисоциальный, контркультурный характер [2].
Иногда, возникают попытки, навести порядок в этом вопросе и оградить подростков от просмотра сцен насилия в Интернете и по телевизору при помощи различных ограничений телевизионных каналов, но по каким то различным причинам эти законы не вступают в силу. Так 10 ноября 2004 г. Госдума приняла в первом чтении поправку в ст. 4 Закона о СМИ («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»), запрещающую показ в электронных СМИ с 7 до 22 часов сцен насилия и жестокости. Предложили установить запрет на показ по телевидению сцен убийства и насилия в передачах, в художественных и документальных фильмах, а также в новостных программах. В период подготовки поправки ко второму чтению в Думу поступило письмо Президента В.В. Путина, который рекомендовал палате «снять законопроект с дальнейшего рассмотрения» [2].
В.В. Путин напомнил, что запрет использования СМИ в целях распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, уже содержится в ст. 4 действующего Закона о СМИ. Поэтому соответственно поправка принята не была.
Но существуют и другие методы противостояния, идущему с экранов телевизоров, насилию, одну из главных ролей в данном вопросе играет медиаобразование — направление в педагогике, выступающее за изучение массовой коммуникации: телевидения, Интернета, радио и т. д. Задача медиаобразования заключается в том, что бы подготовить молодежь к жизни в информационном обществе, научится воспринимать информацию, выбирать из нее лучшее для себя и осознавать последствия её воздействия на психику [2].
Подводя итоги можно сказать, что средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные или делинквентные формы поведения. Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер.
Мы предполагаем, для того, чтобы способствовать росту самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости. Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.
Список литературы:
- Брайант Д. Основы воздействия СМИ [Текст] / Д. Брайант. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
- Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурогический аспект [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Zolotov_EA
- Майерс Д., Изучаем социальную психологию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/meirs/22.php
- Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://tol-nabat.info/main/5531-yui-polischuk-o-negativnom-vliyanii-sredstv-massovoy-informacii-na-psihicheskoe-zdorove.html