ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

29.04.2015 15:27


Андреев  Кирилл  Александрович

cтудент,  кафедра  философии,  Сибирский  Государственный  Индустриальный  Университет,  г.  Новокузнецк

E-mail:  k.andreev666@mail.ru

Быкасова  Лариса  Валентиновна

канд.  культурологии,  доцент,  кафедра  философии,  Сибирский  Государственный  Индустриальный  Университет,  г.  Новокузнецк

 

Общественное  мнение  формируется  под  воздействием  различных  факторов,  в  частности  под  влиянием  идеологии  и  пропаганды,  распространяемыми  СМИ.  Не  зря  в  народе  говорят,  что  СМИ  —  это  «четвертая  власть».  Кроме  пропаганды  и  других  мер  воздействия  на  молодёжь,  в  частности,  и  общество  в  целом,  СМИ  оказывает  влияние  на  сознание  молодежи  показом  фильмов  со  сценами  насилия.  Ученые  различают  три  вида  воздействия  телевидения  на  человека  или  в  данном  случае  на  подростка,  это:  когнитивное  проявление  —  просмотр  подростком  (зрителем)  сцен  насилия  влияет  на  восприятие  зрителем  реального  мира,  эмоциональное  проявление  —  просмотр  сцен  насилия  вызывает  немедленную  или  долгосрочную  эмоциональную  реакцию,  поведенческое  проявление  —  просмотр  сцен  насилия  влияет  на  поведение  подростка.  Различают  несколько  процессов  воздействия  поведенческого  проявления:

·возбуждение  —  при  просмотре  сцен  насилия  зритель  испытывает  эмоциональное  возбуждение,  которое  имеет  физиологические  проявления;

·дизингбиляция  —  по  мере  привыкания  подростков  к  сценам  насилия,  уменьшается  сдерживающее  действие  законов  против  совершения  правонарушений;

·десенсибиляция  —  при  регулярном  просмотре  сцен  насилия  люди  становятся  менее  восприимчивыми  к  жестокости;

·имитация  —  подростки  учатся  показанным  по  телевидению  примерам  поведения  и  затем  пытаются  их  повторить;

·катарсис  —  предположительно  дает  возможность  безопасного  выхода  агрессивных  эмоций  посредством  просмотра  или  представления  сцен  насилия  [1,  с.  194].

Мы  предполагаем,  что  сцены  насилия  негативно  воздействуют  на  сознание  современной  молодежи,  в  результате  чего  она  становятся  агрессивной,  несдержанной,  проявляя  девиантные  формы  поведения.  Следует  отметить,  что  не  только  боевики  и  фильмы  ужасов  пагубно  воздействуют  на  сознание  молодежи,  но  и  информационные  передачи  могут  оказывать  негативное  воздействие.  Так,  например,  аналитическим  центром  института  социально-политических  исследований  РАН  было  установлено,  что  такие  информационные  телепрограммы  как  «Новости»,  «Вести»,  «Сегодня»  вызывают  у  телезрителей  чувство  тревоги  в  60  %,  чувство  страха  —  в  49  %,  разочарования  —  в  45  %  [4].  На  основании  социологических  опросов  был  сделан  вывод  о  том,  что  деятельность  СМИ  в  российском  обществе  приобрела  не  только  дисфункциональный,  но  и  зачастую  деструктивный  характер.  Ученые  выделяют  разные  варианты  влияния  СМИ  на  сознание  молодежи.  Некоторые  считают,  что  это  все  происходит  только  из-за  телевидения  или  других  средств  информации.  Другие  предполагают,  что  существуют  некоторые  «третьи  факторы»  такие  как,  разные  социальные  слои,  неблагополучные  семьи  или  частота  просмотров  и  т.  д.,  которые  в  совокупности  с  просмотром  телевизора  или  интернета,  делают  молодежь  безрассудной  и  агрессивной  по  отношению  к  другим  людям.  В  качестве  подтверждения  можно  привести  опрос  1565  лондонских  мальчиков  английский  исследователем  Уильямом  Бельсоном.  В  ходе  которого,  он  установил,  что  те  мальчики,  которые  смотрели  фильмы  со  сценами  насилия  в  большом  количестве,  в  последующие  месяцы  совершили  на  50  %  больше  правонарушений,  по  сравнению  с  теми,  кто  смотрел  эти  фильмы  в  умеренном  количестве  [3].

Сложно  опровергнуть  мнение,  что  именно  телевидение  во  многом  оказывает  большое  влияние  на  сознание  молодежи.  Ведь  количество  преступлений  увеличивалось  в  тех  странах,  где  начинало  появляться  и  развиваться  телевидение.  В  США  и  Канаде  в  период  распространения  телевидения  (1957—1974  гг.),  количество  преступлений  возросло  в  два  раза,  в  частности  убийств,  по  сравнению  с  предыдущими  и  последующими  годами.  Ярчайшим  примером  может  служить  Южная  Африка,  в  которой  количество  убийств  увеличилось  в  два  раза  именно  после  появления  телевидения  в  1975  г.  [3].

Также  после  просмотров  фильмов  со  сценами  насилия,  в  которых  ко  всему  прочему  образ  всесильного  человека  (человека-бога),  которому  все  дозволено,  идеализируется,  молодые  люди  стараются  повторить  приемы,  увиденные  в  кино,  им  хочется  быть  похожими  на  такого  «героя».  Например,  при  опросе  208  заключенных  каждые  9  из  10  допускали,  что  они  обучились  новым  криминальным  трюкам,  смотря  телепрограммы.  А  каждые  4  человека  из  10  признались,  что  пытались  совершить  преступления,  увиденные  когда-то  на  экране  телевизора  [3].

Можно  привести  пример,  еще  раз,  подтверждающий  то,  что  просмотр  фильмов  со  сценами  насилия,  оказывают  негативное  влияние  на  сознание  и  поведение  детей  и  подростков.  В  экспериментах  группы  исследователей  под  руководством  Росса  Парка  в  Соединенных  Штатах  и  Жака  Лайенса  в  Бельгии  обитателям  ряда  детских  исправительных  заведений  были  показаны  художественные  фильмы:  одним  —  «агрессивные»,  другим  —  вполне  миролюбивые.  Результаты  подтвердили,  что  длительная  демонстрация  насилия  приводит  к  усилению  агрессии  у  зрителей.  По  сравнению  с  неделей,  предшествовавшей  демонстрации  кинофильмов,  количество  драк  в  коттеджах,  где  жили  мальчики,  смотревшие  фильмы  со  сценами  насилия,  резко  возросло  [3].

В  среднестатистической  семье  телевизор  обычно  работает  по  семь  часов  в  сутки,  и  сцены  насилия,  которые  проникают  к  нам  через  экраны  телевизоров  и  мониторы  наших  компьютеров,  делают  нас  менее  чувствительными  к  жестокости,  люди  становятся  «терпимыми»,  равнодушными  к  жестокости,  которая  совершается  на  улицах,  в  общественных  местах. 

Помимо  негативного  влияния  можно  говорить  о  положительном  воздействии  СМИ,  ведь  всю  полезную  информацию  мы  получаем  зачастую  из  них,  даже  температуру  большинство  людей  предпочитают  смотреть  не  по  термометру  в  своей  квартире,  а  по  прогнозу  новостей  или  в  интернете.  Также  благодаря  СМИ  формируется  общественное  мнение  —  состояние  массового  сознания,  содержащее  в  себе  отношение  социальных  общностей  к  различным  проблемам,  событиям  действительности.  Нельзя  не  обойти  вниманием  то,  что  на  телеэкране  стали  появляться  и  положительные,  поучающие  передачи:  они  преподносят  детям  уроки  хорошего  поведения,  доброты,  честности,  стараются  повысить  уровень  культуры  не  только  молодежь,  но  и  общества  в  целом.  Стали  работать  детские  каналы  на  ТВ,  появился  канал  «Россия  Культура»,  созданные  для  повышения  общего  уровня  культуры  в  стране.

Группа  американских  исследователей  во  главе  с  Сьюзан  Хирольд  привела  статистические  данные  108  исследований,  в  которых  сравнивалось  воздействие  просмотра  просоциальных  и  нейтральных  программ.  В  результате  было  обнаружено,  что  «если  зритель  просматривал  просоциальные  программы  вместо  нейтральных,  то  уровень  просоциальности  его  поведения  возрастал  (по  крайней  мере,  временно)  с  50  %  до  74  %,  то  есть  его  можно  было  уже  назвать  настоящим  альтруистом»  [3].

Помимо  экранного  насилия  существуют  еще  и  многочисленные  элементы  насилия,  а  иногда  и  его  открытой  пропаганды  в  аудио-произведениях.  Известно  пагубное  влияние  агрессивной  музыки  на  сознание  человека,  которая  может  пробудить  в  нем  ненависть,  злобу,  а  если  учесть,  что  слуховое  восприятие  гораздо  сильней  зрительного,  то  прослушивание  такой  музыки  становится  одним  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  сознание  человека.  В  творчестве  музыкантов,  песни  которых  молодежь,  в  большинстве  своем,  сейчас  слушает,  присутствуют  призывы  к  убийствам,  к  употреблению  наркотиков,  алкоголя,  сигарет  и  т.  д.  Молодёжь  пытается  копировать  те  модели  поведения,  которые  восхваляются  в  песнях,  музыка  для  них  словно  проводник  в  жизнь,  заменяет  учителя-наставника.  Также  аудио-насилие  страшно  в  том  плане,  что  единомышленники,  слушающие  одну  и  ту  же  музыку,  затем  объединяются  в  группы  панков,  анархистов,  скинхедов,  сатанистов,  которые  зачастую  несут  в  себе  антисоциальный,  контркультурный  характер  [2].

Иногда,  возникают  попытки,  навести  порядок  в  этом  вопросе  и  оградить  подростков  от  просмотра  сцен  насилия  в  Интернете  и  по  телевизору  при  помощи  различных  ограничений  телевизионных  каналов,  но  по  каким  то  различным  причинам  эти  законы  не  вступают  в  силу.  Так  10  ноября  2004  г.  Госдума  приняла  в  первом  чтении  поправку  в  ст.  4  Закона  о  СМИ  («Недопустимость  злоупотребления  свободой  массовой  информации»),  запрещающую  показ  в  электронных  СМИ  с  7  до  22  часов  сцен  насилия  и  жестокости.  Предложили  установить  запрет  на  показ  по  телевидению  сцен  убийства  и  насилия  в  передачах,  в  художественных  и  документальных  фильмах,  а  также  в  новостных  программах.  В  период  подготовки  поправки  ко  второму  чтению  в  Думу  поступило  письмо  Президента  В.В.  Путина,  который  рекомендовал  палате  «снять  законопроект  с  дальнейшего  рассмотрения»  [2].

В.В.  Путин  напомнил,  что  запрет  использования  СМИ  в  целях  распространения  передач,  пропагандирующих  порнографию,  культ  насилия  и  жестокости,  уже  содержится  в  ст.  4  действующего  Закона  о  СМИ.  Поэтому  соответственно  поправка  принята  не  была. 

Но  существуют  и  другие  методы  противостояния,  идущему  с  экранов  телевизоров,  насилию,  одну  из  главных  ролей  в  данном  вопросе  играет  медиаобразование  —  направление  в  педагогике,  выступающее  за  изучение  массовой  коммуникации:  телевидения,  Интернета,  радио  и  т.  д.  Задача  медиаобразования  заключается  в  том,  что  бы  подготовить  молодежь  к  жизни  в  информационном  обществе,  научится  воспринимать  информацию,  выбирать  из  нее  лучшее  для  себя  и  осознавать  последствия  её  воздействия  на  психику  [2].

Подводя  итоги  можно  сказать,  что  средства  массовой  информации,  показывая  агрессивные  фильмы  и  передачи,  отрицательно  воздействуют  как  на  отдельного  человека,  так  и  на  общество  в  целом:  повышается  уровень  преступности,  у  подростков  появляются  девиантные  или  делинквентные  формы  поведения.  Современная  молодежь  теряет  духовность  и  толерантность.  Данная  проблема  переросла  рамки  одной  страны,  проблема  стала  приобретать  глобальный  характер. 

Мы  предполагаем,  для  того,  чтобы  способствовать  росту  самосознания  современной  молодежи,  необходимо  тщательно  отбирать  информацию,  увеличить  штрафы  руководителям  ТВ-каналов  и  ТВ-передач,  которые  ради  рейтинга  насаждают  культ  агрессии  и  жестокости.  Целесообразно  увеличить  количество  детских  культурно-воспитательных  передач,  учебно-просветительских  и  спортивных  каналов,  которые  органично  войдут  в  повседневную  жизнь  молодежи.

Список  литературы:

  1. Брайант  Д.  Основы  воздействия  СМИ  [Текст]  /  Д.  Брайант.  —  Пер.  с  англ.  —  М.:  Издательский  дом  «Вильямс»,  2004.  —  432  с.
  2. Золотов  Е.А.  Воздействие  аудиовизуального  насилия  на  подрастающее  поколение  России:  историко-культурогический  аспект  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Zolotov_EA
  3. Майерс  Д.,  Изучаем  социальную  психологию  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/meirs/22.php
  4. Полищук  Ю.И.  О  негативном  влиянии  средств  массовой  информации  на  психическое  здоровье  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://tol-nabat.info/main/5531-yui-polischuk-o-negativnom-vliyanii-sredstv-massovoy-informacii-na-psihicheskoe-zdorove.html