ВЛИЯНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

11.05.2015 12:50

И.И. Гусева, педагог-психолог Московского суворовского военного училища 
Проблема самореализации подростка была актуальна во все времена, актуальна она и сегодня. Еще в древности воспитание детей считалось одним из труднейших занятий, искусством из искусств. «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достает от природы», — говорил Аристотель. 
Известно, что существует своеобразный закон развития человечества — сохранение и приумножение духовных и материальных ценностей посредством передачи от предшествующих поколений к последующим накопленных знаний, умений, традиций. Индивид, приобщаясь к духовным ценностям, в которых закреплен опыт поколений, общественное сознание эпохи, получает соответствующую социально-культурную информацию. Усваивая ее, он как бы проделывает в свернутом виде тот путь развития, которое преодолело человечество. 
В различных формах (наука, идеология, философия, религия, нравственность, искусство, образование) передается от прошлых поколений к ныне существующим и от них к тем, кому предстоит жить в будущем, ценнейший человеческий опыт в процессе обучения, воспитания и общения. Духовная культура как социальная память человечества выступает формой духовной связи между поколениями, между прошлым, настоящим и будущим, что позволяет конкретному человеку, живущему тревогами сегодняшнего времени, вписаться в контекст естественно-исторического процесса, осмыслить свою социальность, причастность к социокультурным ценностям, к человеческой цивилизации. 
Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать процессу его развития в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам подростки лучше мобилизуют свои возможности, легче проявляют свою сущность, у них быстрее проходит процесс самопознания и самоопределения внутренних потребностей и возможностей, своего самоутверждения в коллективе. 
Современные требования жизни таковы, что образование не может ограничиться только обучением в рамках основной образовательной программы, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность обучающегося и воспитать из него свободную, самостоятельную, само-развивающуюся, творческую личность. 
Известно, что чем активнее развивается личность, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направлениях творческого мышления, тем успешнее, разностороннее развивается человек, формируется его личностное Я. 
Несмотря на то что понятие «самореализация учащегося» возникло в науке сравнительно недавно, 
термин «самореализация» присутствует во многих педагогических исследованиях. Однако в большинстве из них его содержание не раскрывается и часто используется как само собой разумеющееся понятие. 
Уникальным примером педагогики, базирующейся на глубоком уважении к личности воспитанника, является педагогическая система Царскосельского лицея, построенная на идеях Ж.-Ж. Руссо. По мнению З.И. Равкина, данная система способствовала самостоятельной разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественноэстетической. Организация самодеятельных групп по интересам, литературные объединения, выпуск нескольких литературных журналов и другие виды творческой деятельности в полной мере способствовали развитию творческой самореализации лицеистов как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни, отличавшейся у большинства выпускников творческой гражданской самореализацией. 
Различные аспекты самореализации личности изучались отечественными педагогами конца XIX — начала XX в. Труды и практическая деятельность К.Д. Ушин-ского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, А.Ф. Блонского, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского были направлены на раскрытие и совершенствование природы ребенка, предоставление максимальных возможностей для реализации личностных свойств ученика, развитие творческой самостоятельности [5]. 
Взгляды П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого и других педагогов на проблему самореализации опирались на признание самостоятельной ценности личности ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущее каждому ребенку творческое начало. Рассматривая развитие как естественное стремление каждого ребенка к самореализации, а свободу как его необходимое средство, они утверждали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем, должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего самореализацию [6]. 
Современные исследователи (О.С. Газман, А.В. Муд-рик, Г.К. Селевко и др.) большое внимание уделили таким аспектам, как выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, способствующим обеспечению и развитию элементов самореализации. 
Самореализация определяется О.С. Газманом как реализация человеком своих сил и способностей, полноценное проживание жизни [2]. Л.А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [4]. 
Важным фактором в процессе самореализации подростка является разнообразие форм деятельности в коллективе. Только через апробацию и поиск своего дела, интереса подросток может выявить свои внутренние потребности, способности, возможности, а следовательно, включиться в процесс самореализации. В.А. Сухомлинский писал, что самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы подросток задумался над собственной судьбой, посмотрев на себя со стороны, пожелал «сотворить» самого себя путем самореализации и самосовершенствования. И нужно поднять интеллект и культуру подростка до такого уровня, чтобы процесс работы над собой стал потребностью и продолжался без внешнего стимулирования. 
Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена. В процессе онтогенеза подростковый период, как известно, занимает особое место как в плане физического, психофизиологического роста и развития, так и социального развития. Важнейшим показателем измерения места значения подростка в этом процессе является уровень его социальной зрелости, фиксируемой им самим и окружающими. Подростковый возраст — это «судьбоносное начало», «точка бифуркации», и от того, что будет происходить в этой «точке», с какими приобретениями окажется личность, какими «результирующими» развития она будет обладать, какого уровня социальной зрелости достигнет, зависит ее дальнейшее движение, тот путь, которым она пойдет, и то, приведет ли этот путь к самореализации — к действенному воплощению собственного предназначения. 
Современные школьники и студенты формируются и развиваются в интересную эпоху, которую исследователи называют по-разному. Для одних это период развития «постиндустриального общества», для других — «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «постмодернистскую ситуацию», период «постмодернизационной революции» или «глобализации». 
Ясно одно: мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва» (по определению канадского социолога М. Маклюэна), основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. Усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, что заставляет еще раз обратиться к «пониманию медиа» , их роли в обществе и предыстории. 
Медиакультура (mediaculture) — это термин XX в. — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься 
медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Средства массовой информации (СМИ) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. 
Рассматривая СМИ как фактор влияния, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. 
Одной из наиболее эффективных моделей для описания непосредственного воздействия массовой коммуникации на индивидуальных потребителей можно считать психологическую модель Комстока [1]. Сотрудник Сиракузского университета и его научный коллектив использовали данную модель для описания определенных ментальных процессов, имеющих место при просмотре телепередач. Модель показывает, что поведение персонажей телепередач может оказывать воздействие на поведение зрителя. Индивид обучается поведению, которое он видит на экране, и может перенимать его. Использование нового поведения обусловливается его значимостью для индивида, а также степенью волнения или мотивацией индивида, достигаемого в результате использования такого поведения. Важной переменной, определяющей интенсивность медиавоздействия, выступает воспринимаемая реальность изображенного поведения, т.е. чем реалистичнее медиаобраз, тем выраженнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение. 
Еще одна модель, демонстрирующая индивидуальное психологическое воздействие массовой коммуникации, — модель когнитивной обработки Торсона [1]. Когда речь идет о когнитивном измерении, соответствующие модели иногда представляются излишне сложными. Однако такая сложность необходима для точной репрезентации многочисленных факторов и этапов, включенных в процесс обработки медиаинформации. В фокусе внимания автора модели — действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание индивидуального зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти и даже языковые способности как факторы, определяющие потенциальное воздействие сообщений. Например, иностранному студенту, не вполне освоившему русский язык, будет труднее обрабатывать и запоминать информацию, содержащуюся в рекламных роликах, чем носителю языка. 
М.Л. Де Флер и С. Болл-Рокеш разработали модель медиазависимости [1]. Предметом данной модели являются отношения между масс-медиа и обществом. 
Модель предполагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. Уровень зависимости индивидов от СМИ и интенсивность медиавоздействия тесно связаны со стабильностью или нестабильностью общества и степенью социальной важности, которая придается масс-медиа как источнику информации. Модель представляет взаимоотношения и взаимодействие между СМИ, обществом и аудиторией, а также медиавоздействие. Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса. 
Отсюда вытекает необходимость в медиаобразовании и медиаграмотности подростков. В материалах ЮНЕСКО есть такое определение медиаобразования: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география». 
Медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием его значимости в обществе. Медиаграмотный учащийся, студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к поп-культуре и сопротивляться манипуляциям. 
О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 г. первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений общественного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воздействия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздействия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Стремление защитить не себя, но неких абстрактных «других» людей от воздействия масс-медиа обычно объяснялось эффектом третьего лица. При этом индивид считает, что другие потребители массовой информации более восприимчивы к внушению и негативному воздействию сцен насилия и порнографии [1]. 
В современных условиях психологическое воздействие СМИ проявляется с еще большей силой. Так, А.В. Федоров, анализируя степень негативного влияния средств массовой коммуникации на психику подрастающего поколения, констатирует в первую очередь рост насилия среди подростков. Он отмечает, что насилие, демонстрируемое с экранов ТВ, связано с коммерциализацией телевидения и отменой государственной цензуры. Сценами насилия иной раз заменяют слабый сюжет той или иной картины. В итоге происходит еще большая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, у представителей которого нарушаются способности адекватно воспринимать 
реальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причем телевидение и кино формируют в психике подростка определенные устойчивые механизмы, в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов [3]. 
Причем мы на первый план выносим именно телевидение и кино, потому как в отличие от печатных или электронных СМИ в данных видах воздействия на психику наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, изображения, голоса диктора или героев фильма. Все это значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием. В этой связи важный вывод делает К.А. Тарасов, который считает, что коммерческое кино сознательно и методично, с дьявольской изощренностью устраивает для зрителя «ловушки на экране» [7]. Он приводит пять типов последствий восприятия экранного насилия и четыре концепции, объясняющие их. 
Первый тип — катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении. 
Второй тип последствий — формирование готовности к агрессивным действиям. Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой — представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное. 
Третий тип и связанная с ним теория — научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. 
Четвертый тип последствий — закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения. 
Пятый тип — это не столько насильственное поведение, сколько эмоции — страхи, беспокойство, отчужденность. В основе этой теории лежит идея, что масс-медиа, прежде всего ТВ, создают некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Она же имеет одну особенность. Символический мир ТВ «неприветлив», насилие присутствует в нем повсеместно. Зрителям в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. 
Наиболее сильную нагрузку испытывает детская и подростковая психика. Связано это с тем, что такая структура психики, как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступающей из внешнего мира, у детей еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего 
мира, из социума, попадает в психику индивида, обеспеченная к тому же «дипломатическим паспортом неприкосновенности». Можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего различные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных ранее в его подсознание. Такой негатив становится заметен, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ или в результате последующего анализа (психологического анализа в том числе), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида. 
Современные СМИ в силу своей распространенности стали практически идеальным средством влияния. Причем объектом этого влияния может оказаться как отдельный человек, так и группа людей, и даже общество. Цели этого влияния могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от побуждения до террора. Если учесть, что СМИ представляют собой достаточно сложную систему, интенсивно развивающуюся и совершенствующую свои инструменты, то влияние этой системы тоже вполне может возрасти. Процесс совершенствования очень хаотичен и на данный момент практически не контролируется, что может привести к непредсказуемым последствиям. 
Важным фактором влияния является интернет. Феномен интернета открывает новый горизонт культуры — ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого. Действительно, инновационные технологии в сфере информации и коммуникации оказали невиданное ранее влияние буквально на все стороны общественной жизни, изменив сознание и социально-психологическое поведение людей. Виртуальная реальность порождает новые культурные идентичности и, возможно, новые проблемы. В частности, речь идет о создании виртуальной «личности» и определении грани между ней и реальным Я. 
Интернет интересует подростка прежде всего как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает анонимностью — человек волен быть кем угодно, создавать новый образ, наделенный желаемыми чертами. Добровольность и желательность контактов подразумевает, что подросток имеет возможность по своему усмотрению завязывать контакты или уходить от них. До сих пор отношение к интернету неоднозначно. Для одних он — универсальный источник разнообразной информации, принципиально новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других — «мировая паутина», опутывающая и губящая души молодых людей. 
Виртуальный мир дает дополнительную свободу действий и выражения мыслей, эмоций, чувств, ограничиваемую в реальной жизни. Закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими его людьми, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепо- 
ститься. Однако при этом он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп, способных навязать ему негативные социальные установки. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении некорректных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые там взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. 
По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять в интернет-общении свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы. 
Большой проблемой в современном обществе является проблема интернет-зависимости. Данная зависимость проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к интернету, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную личность» открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто. Кроме того, длительное времяпрепровождение за компьютером сказывается и на физическом состоянии ребенка: он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, отдыху, подрывает свое здоровье. 
Любой детский психолог скажет, что для переходного возраста психологическая интимность и защищенность — необычайно актуальный вопрос. Между тем формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках. 
Социальные, нравственные качества молодежи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем, которую призваны решать все учебные заведения и все педагоги, является нравственное и духовное воспитание молодежи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры. 

Научная библиотека КиберЛенинка