СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

05.05.2015 13:51

в том, что теДанная статья посвящена осмыслению феномена коммуникации в Интернете. По мнению автора, на данном этапе развития современного общества глобальную Сеть нельзя рассматривать исключительно как достижение научно-технического прогресса. С гуманитарной точки зрения, Интернет - это новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, новый способ существования самого человечества. Техногенная цивилизация усиливает ощущение одиночества человека, но одновременно предоставляет новые возможности для разнообразной жизнедеятельности. Так, Интернет ответил сразу на три актуальных вопроса современности - удовлетворил потребности общества в создании новых видов деятельности и занятости, новых формах взаимодействия и общении. 

Ключевые слова: Интернет как феномен, коммуникация в сети, социальные сети. 
Человек, представляя собой не только индивида, но и сложную по внутреннему миру социально сформированную личность, испытывает постоянную потребность в общении. Причем эта потребность не только выходит за границы биологических или профессиональных нужд, но и нередко становится преобладающей. Безусловно, общение - это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков, которые её материализуют и объективируют. Какой бы характер ни имела эта информация, процесс её кодирования и отправления получателю есть практическая деятельность. 
Если говорить об общемировых тенденциях использования Интернета, можно отметить тот факт, что именно общение в Сети на первое место по степени важности ставит преобладающее большинство пользователей. В частности, это подтверждает социологическое исследование американской компании «Harris Interactive», проведенное в 2005 году. Среди взрослых пользователей наиболее популярными функциями Интернета Сети были признаны: общение (постоянно пользуются 66 % опрошенных), поиск информации для работы или учебы (46 %), досуг (43 %). Внушительно и количество людей, которые находят собеседников в виртуальном мире. Статистика пользователей за последний год ещё не проанализирована и не опубликована. Однако согласно прогнозам в 2007 году 1,12 млрд человек (16,5 % населения планеты) будут использовать Интернет. Прогнозы вполне реалистичны, так как темпы подключения к сети остаются неизменными. Таким образом, вполне возможно, что уже в следующем году аудитория пользователей Интернета вырастет до 246 млн пользователей в Европе и 214 млн пользователей в США. 
Если вспомнить историю Сети, изначально одной из её главных функций предполагалось соединение нескольких удаленных друг от друга машин и передача информации между ними для использования её пользователями. Причем ключевым моментом было, что от пользователя не требовалось специальных знаний, доступ к информации должен был получить человек, не имеющий технического образования и далекий от техники в принципе. Спустя годы идеи создателей Сети воплотились в реальность. Став доступным, Интернет соединил между собой не только машины, но и миллионы людей по всему миру, существенно расширив пространственные границы общения, обеспечив при этом и обмен информацией, и обратную связь, и существенную экономию времени для общения. И, если на начальных стадиях развития технологий мы могли говорить только о дистанционном общении через посредство определенных программ, таких, как, например, электронная почта, то с появлением веб-камер и программ передачи звука и видео в режиме он-лайн уже можно заявлять 
о том, что Интернет предоставляет своим пользователям прямое, практически контактное общение. Хотя все-таки этот вид общения пока не так распространен в силу ряда причин (недостаточная скорость передачи данных, высокая стоимость дополнительного оборудования и т. д.). 
Формирующееся информационное общество характеризуется не только возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами коммуникации. Принципиальные изменения самого процесса коммуникации в современном мире рассматриваются по самым разным основаниям. Прежде всего, в качестве наиболее общего изменения отмечают глобализацию средств массовой информации и коммуникации. Именно она задает, по выражению Э. Гидденса, «мировой информационный порядок»1. В качестве другого специфического изменения выступает трансформация самой структуры коммуникативного опыта человека. Так, характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Специалисты, занимающиеся исследованием виртуальных межличностных коммуникаций, предлагают следующую типологию: 
1. Диалоговая коммуникация (электронная почта, ICQ и ей подобные программы). 
2. Полилоговая коммуникация (конференции, форумы и чаты)2. 
Количество людей, предпочитающих традиционное письмо электронному, резко сокращается в силу ряда причин. Во-первых, практически сводятся к нулю финансовые затраты: оплачивается только доступ в Интернет, время, которое нужно провести в Сети, чтобы отослать письмо. Но, так как на это уходят считанные секун- 
ды, можно подсчитать, что стоимость отправки одного письма составляет несколько копеек. Во-вторых, отсутствует необходимость в бумажном носителе, отправлении через почту или почтовые ящики. И, в-третьих, самое важное - электронное письмо будет доставлено в течение нескольких секунд после его отправки. К тому же, к тексту письма можно прикрепить объёмные файлы с текстовой информацией, изображениями, фотографиями, музыкой и даже компьютерными программами. Помимо этого, в Сети действуют сервисы рассылки бесплатной информации по электронной почте (Subscribe.Ru, Content.Ru и т. д.). Подписавшись на них, можно получать самую различную информацию от курсов валют и последних новостей до учебных курсов. 
Ещё одна популярная для общения в Сети программа - ICQ. Среди возможностей её бета-версии 2001b - голосовые сообщения, IP-телефония, обмен файлами, отправка SMS и многое другое. В 2006 году в сети ICQ было зарегистрировано 116 миллионов пользователей, и их количество продолжает расти. ICQ - революционный, удобный для пользователя инструмент, который информирует, кто находится в режиме on-line в любое время, и позволяет связаться с ними, если это нужно. Больше не нужно тщетно тратить время на поиски друзей в сети, ICQ делает это самостоятельно, сообщая в реальном времени, кто из них подключился к Интернету. Необходимость производить поиск по директориям каждый раз, когда вы хотите пообщаться с конкретным человеком, устранена. С ICQ можно общаться, отсылать сообщения, файлы, адреса Интернет, играть в игры, да и просто проводить время со своими собеседниками. Последние разработки позволяют установить программу ICQ на мобильный телефон с выходом в Интернет, в результате чего владелец телефона может связаться со своими собеседниками практически из любой точки мира, не имея доступа к компьютеру. 
Еще один известный вариант общения через Интернет - форумы или вебконференции. Можно выделить несколько видов форумов. 
1. Справочно-информационные. Используются на сайтах различных компаний или фирм. Смысл заключается в том, что клиент или потенциальный потребитель задаёт вопрос на интересующую тему (наличие товара, стоимость, оказание услуг и пр.). Представитель компании даёт ответ на запрос. 
2. Тематические. Распространены на специализированных сайтах. Например, на сайте, посвященном вопросам медицины и здоровья, происходит общение заинтересованных людей на данную тему. Так в Сети есть форумы для поклонников компьютерных игр, спортивных болельщиков, автолюбителей, учёных и т. д. 
3. Универсальные. В Интернете существуют некоторые сайты, созданные специально для виртуального общения. Например, mail.ru предоставляет своим пользователям около 100 тем для общения. В течение суток число посетителей сайта может составить до 80 тысяч человек. 
К одному из главных недостатков форумов относится низкая обновляемость и оперативность. То есть ответ может появиться как через несколько минут, так и через несколько дней. А может не появиться вообще, поскольку собеседник покинул сайт и, возможно, больше на него никогда не вернётся. Поэтому для общения в режиме on-line идеально подходит чат, то есть общение в Интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только «здесь и сейчас» -чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата. Для того чтобы общаться в чате, нужно просто выбрать себе имя (так называемый ник), и послать сообщение, которое сразу же появится в общем потоке. 
Найти интересующий чат в сети элементарно - обилие ссылок и рекламы ясно указывает, где можно найти удобное место для беседы. Чаты так же, как и форумы, 
бывают нескольких видов. Одни из них не требуют регистрации - нужно только ввести имя, которое не носит никто в этом чате. Другие требуют регистрации - необходимо придумать еще и пароль; третьи же сами дают пароль (дают его тут же или высылают по электронной почте). В чаты с регистрацией иногда можно войти в качестве гостя. Может быть предложена анкета, где спросят о вашем электронном адресе, возрасте и др. Во многих чатах есть администраторы, которые контролируют происходящее: не допускаются нецензурные выражения, националистические высказывания и т. д. И если подавляющая часть коммуникаций в Интернете связана определенной тематикой общения (форумы, конференции), то в чатах можно поговорить о чем угодно. Многих привлекает в чатах, прежде всего, анонимность. То есть люди могут вовсе не являться теми, за кого себя выдают, могут давать необъективную информацию относительного своего пола, возраста, национальности, состояния здоровья. Таким образом, чат является очень демократичным и представляющим широкие возможности для самовыражения Интернет-ресурсом. Помимо того, что он выполняет непосредственно коммуникативную функцию, чат удовлетворяет потребности пользователей в самовыражении и даже творчестве. Коммуникации в чатах многие исследователи сравнивают с театром, в котором участвуют все присутствующие пользователи. В то же время чат - некая виртуальная реальность, которая существует в определенной степени независимо от участников. 
При полном отсутствии телесности в Сети и дистанцировании от своего реального «Я» человек вынужден творить свой образ или одновременно несколько персонажей. При этом он получает практически полную свободу творчества, ограниченную только собственной фантазией. То есть виртуальная коммуникация позволяет пользователю экспериментировать с собственной идентичностью, создавая «виртуальные личности», которые часто отличаются и от персональной идентичности, и от реальной самопрезентации пользователей. Психологический анализ данной феноменологии в основном центрирован вокруг проблемы мотивации подобных «игр с идентичностью». Он исходит из некой общей посылки: Интернет обеспечивает человеку возможность «убежать из собственного тела» - как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике. А, следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т. п. 
Интернет-коммуникации сегодня можно рассматривать как особую социальную среду. В ней есть специфический язык взаимодействия; специфические нормы взаимодействия; избирательная трансляция социальных стандартов; своя социальная иерархия, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации. В отличие от обычной реальности, Интернет-среда характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью - и в силу своей динамики, и в силу принципиальной безграничности, и в силу наличия большего разнообразия возможностей коммуникации. Иными словами - если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его «виртуальная жизнь» не имеет привычных рамок для самокатегоризации. 
Сегодня количество пользователей, пришедших в Сеть для того, чтобы увлекательно провести время, пообщаться или найти друзей и единомышленников, постоянно увеличивается. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современном мире потребность людей в общении растет. Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Фромм и другие исследователи, занимающиеся изучением изменений, произошедших в сфере культуры в последнее время, выделяют проблему так называемой «эмоциональной нище-ты»3. Они констатируют увеличение числа социальных контактов в современном 
обществе. Однако количественный рост сказался на качестве - при увеличении числа социальных контактов снизилась их глубина, эмоциональная окрашенность. Подавляющая часть контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоциональные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и обеднением эмоциональной жизни. Как следствие - особую актуальность, особенно в больших городах, приобрела тема одиночества - причем не только для пожилых людей, но и людей в возрасте максимальной социальной коммуникативности. Одним из механизмов компенсации этого явления как раз становится Интернет. В условиях современной жизни, её стремительного ритма, постоянной нехватки времени именно Интернет делает общение в первую очередь доступным, обеспечивая связь с любым адресатом коммуникативного сообщения из любой точки мира, единственным условием при этом является наличие компьютера или мобильного телефона с выходом в Интернет. 
Примечания 
1 Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / 
Э. Гидденс. - М. : Весь мир, 2004. - 120 с. 
2 См.: Нестеров, В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете [Электронный ресурс] / В. Нестеров. - Режим доступа : https://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml. 
3 Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : АСТ, 2006. - 847 с. 
Д. С. Попов 
ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ 
В статье предлагаются результаты социологического исследования, проведенного в 2007 году в Свердловской области. Данные, представленные в статье, описывают активность взаимодействия школьников с сетью Интернет, основные виды деятельности школьников в сети, а также сегменты интернет-аудитории среди школьников. 
Ключевые слова: Интернет, воспитание подростков, школьное воспитание. 
Интернет существует в России уже более 15 лет. За этот период доступ к глобальной сети появился не только в крупных, но и в средних городах. Можно говорить, что навык обращения с компьютером и Интернет будет только увеличиваться, учитывая то, что 30 июня 2006 г. в рамках национального проекта «Образование» вышел приказ Минобрнауки России и Мининформсвязи России «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа». 
Интернет как средство массовой информации. Большинство крупных новостных компаний и информационных агентств обладают собственными сайтами в сети Интернет. Существует принципиальное отличие Интернет и телевизионных СМИ. Это отличие в том, что телевизионный выпуск новостей регламентирован по времени и содержанию, в свою очередь, новости в Сети не имеют такой четкой временной

Научная библиотека КиберЛенинка