СМИ и информационные войны Е. В. Якушина

08.04.2015 23:03

СМИ и информационные войны 

Е. В. Якушина, к. п. н.,
старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
wm45@yandex.ru 

Одна из задач медиаобразования – научить грамотно работать с информацией, критически ее воспринимать, оценивать достоверность, обращаться за справкой к различным информационным источникам. Невозможно «защитить» людей, особенно подростков, от информации, которая льется со всевозможных каналов СМИ. Но мы можем научить их думать, анализировать, ставить «информационные барьеры» и разрушать их. В настоящее время, в период обострившихся информационных войн, эти задачи становятся крайне сложными. Что читать, а что не читать, смотреть, слушать? Кому верить, кому доверять? Как проверить достоверность? Прежде всего нельзя недооценивать важность изучения прин- ципов и законов, по которым создаются сообщения массмедиа, как и с какой целью они распространяются, что при этом происходит с информацией. Суть медиаобразования – изучение сообщений средств массовой информации. Но необходимо помнить, что массмедиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому и возникает явление «параллельной школы» – люди впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее суть, достоверность, надежность, не думая и не анализируя её и т. д. Итак, основными принципами функционирования СМИ являются: • свобода коммуникации, • разнообразие, • качество информации, • социальный и культурный порядок. Свобода общественных коммуникаций предполагает учёт интересов как тех, кто сообщает информацию, так и тех, кто принимает сообщение. Она не может быть абсолютной, так как здесь должны учитываться ограничения, накладываемые на частные и общественные интересы. Это и противоречия между тем, что коммуникаторы Медиаобразование как гарантия медиабезопасности населения хотят сказать, и тем, что потребители информации хотят услышать, это и потенциальный конфликт интересов тех, кто контролирует коммуникационные каналы, и тех, кто хочет получить доступ к ним, но не имеет на это законного права. Разнообразие информации. Пока разнообразие так же, как свобода коммуникации, является нейтральной по отношению к содержанию, то предполагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющееся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше. Посмотрите, как сегодня представлены новостные ленты на популярных информационно–поисковых системах. Возьмем самую популярную, Яндекс. Одну и ту же новость представляют около 10 российских СМИ, такое же количество иностранных СМИ, и иноязычных СМИ. Пользователь может сам выбрать тот или иной вариант, посмотреть альтернативу. Лента новостей Рамблера также предлагает разные источники, освещающие одну и ту же новость. Тем не менее, уровень возможного многообразия ограничивается емкостью канала и редакционным отбором. Избыток и разнообразие новостей не всегда благоприятно влияет на мышление и психологическое состояние человека. Зачастую чтение новостей приводит к появлению страха и агрессии, мешает реализации творческого потенциала и лишает способности мыслить глубоко. В отличие от чтения книг и журнальных статей, над которыми приходится размышлять, человек может «проглотить» огромное количество пустых новостей, тривиальных фактов. Но, на самом деле, они не заслуживают внимания и на них никак нельзя повлиять. Это приводит к тому, что человек, понимая, что он бессилен что–то изменить, становится пассивным, у него формируется пессимистичное, бесчувственное, саркастическое и фаталистическое мировоззрение. Особенно опасно это в период войн – большое количество негативного материала, сцен насилия, горя очень сильно меняет психику человека. В новостях предпочтение отдается конфликтам. Панические истории приводят в беспорядок иммунную систему человека и организм оказывается в состоянии хронического стресса. Редакционный отбор также оставляет желать лучшего. Новости искажают реальные факты, в них присутствуют когнитивные ошибки. Чтобы усилить неожиданность той или иной новости, может присутствовать явное нарушение непрерывности хода событий, рас- хождение с ожиданиями, уникальность случившегося. Огромное количество новостей подавляет мышление, так как не даёт человеку сконцентрироваться на чем–либо. А мышление всегда требует концентрации. Новости нарушают концентрацию, тем самым они ослабляют понимание, серьезно влияют на память. Услышав о каком–то происшествии, каждый человек хочет узнать, чем оно закончится. Но, зная, что сюжетов, которые освещают одно и то же происшествие, сотни, человек все меньше способен контролировать это стремление. Мышление становится поверхностным, новости уменьшают количество думающих людей, способных на внимательное чтение и сосредоточенное мышление. Люди теряют способность читать большие статьи или книги – они быстро устают, концентрация исчезает, появляется беспокойство. Физическая структура мозга постепенно меняется. Новости ограничивает творческий потенциал. Мозг человека должен наслаждаться широким, необитаемым пространством, которое дает возможность придумывать и осуществлять новые идеи, искать новые решения, а чтение новостей сводит их на нет. Социальный порядок и солидарность предполагает решение вопросов интеграции и гармонии в обществе. В идеале средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка. В вопросах национальной безопасности свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов. А в вопросах морали, приличий и вкуса средства массовой коммуникации должны принимать во внимание господствующие в обществе нормы. В таком случае власть рассматривает общественные средства массовой коммуникации как элемент поддержания порядка. Но это только в идеале, на самом деле средства массовой коммуникации имеют сложную и разделенную ответственность, особенно в отношении альтернативных социальных групп и субкультур, а также в отношении выражения конфликтов и неравенства в большинстве обществ. Средства массовой информации играют важную роль в воспроизведении кода морали. Они могут публично называть какие–то поступки хорошими или плохими. Нарушения норм, а нарушение и делает норму явной, в новостях принимают форму скандалов. Это может быть либо простая констатация факта нарушения, либо моральная оценка произошедшего события. Констатация факта без оценивания ситуации может вызвать как осуждение нарушения, так и незнание, насколько явно отклонение от нормы. Если оцениваются не только поступки, но и те, кто их совершает, то это помогают потребителю информации составить собственное мнение. Моральная оценка может вызвать либо уважение, либо неуважение к тем или иным людям, о которых идет речь в информационном сообщений. Но следуя законам новостного жанра, мотивы, которые побудили человека поступить именно так, а не иначе, не освещается. Говоря о культурном порядке, в идеале рассматривается такие функции СМИ, как отражение в содержании представляемой информации языка и современной культуру тех людей, которых эти средства обслуживают, преимущество должно быть отдано образовательной роли этих средств, а также отражению ими лучших материалов в культурном наследии страны. В данном случае речь идет о самой «социально неопасной» группе новостей, которые анонсируют конкретные события, если конечно не говорить о скандалах в области культуры. Очень внимательно и избирательно следует относиться к новостям в период информационных войн. Ведь человеку не только свойственно поглощать информацию, но и интерпретировать, создавать собственную. Благодаря широкому распространению социальных сетей и блогов, информационная война перекинулась с новостных лент на данную область Интернета. Поэтому, комментируя информацию, высказывая своё мнение, необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего надо помнить, что любая война закончится, поли- тики договорятся между собой. А потерять друзей, поссориться с родственниками значительно легче, чем потом эти связи восстановить. Можно высказать свое отношение к политике, но не надо оскорблять кого–либо. Не все участвуют в войне, все люди разные, но каждый заслуживает уважения. Если кому то не нравится мнение другого человека, то лучше высказаться об этом мнении, а не о человеке. Чаще всего это будет незнакомый человек, а ненавидеть незнакомых людей — это патология. Не надо торопиться делать выводы: взаимоотношения между людьми всегда сложны на разных уровнях – семьи, трудового коллектива, региона, страны, мира. Достоверность информации в период информационных войн вообще вещь сомнительная. Как мы говорили выше, власть рассматривает общественные средства массовой коммуникации как средство для выражения своих идей и поддержания порядка. Поэтому практически каждое СМИ, если оно не служит оппозиции, старается предоставить факты и дать оценку с позиции своего государства. Подделать факты, фотографии, видеозаписи и прочие подтверждающие материалы при современном уровне развития техники довольно просто. Поэтому крайне важно не распространять информацию, которую невозможно проверить, а значит нельзя быть уверенным в ее истинности. Честно можно писать только о том, что человек видел своими глазами. 

Источники: 

1. Не смотрите новости [Электронный ресурс] // AdMe.ru; The Guardian, перевод — Крестина Сикидина . URL: https://www.adme.ru/svoboda–psihologiya/ne–chitajte– novosti–498055/ (дата обращения: 24.09.2014). 

2. Основные принципы функционирования СМИ [Электронный ресурс] // Медиа- лето. URL: https://2013.mediasummer.ru/ (дата обращения: 24.09.2014). 

3. Памятка мирному населению в период информационной войны [Электрон- ный ресурс] // Фитнес для мозга. URL: https://fit4brain.com/5486 (дата обращения: 24.09.2014). 

4. РАЗРАБОТКА Терминологии Медиасреда: СМИ, массмедиа, СМК [Электрон- ный ресурс] // URL: https://t4k1984.livejournal.com/98800.html (дата обращения: 24.09.2014).