Шатнева А.Е. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»
Сегодня актуальность проблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.
Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывает обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа изменений социальных и духовных ценностей молодежи под влиянием СМИ и культуры.
В данном исследовании были рассмотрены в сравнении два фактора, оказывающие в числе прочих влияние на развитие личности подростка: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг – литература (как часть культуры).
Цель исследования – выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.
Объект исследования – учащиеся подросткового возраста (13-14 лет).
Предмет исследования – изучение личностных изменений под влиянием СМИ и культуры в подростковом возрасте.
На наш взгляд, одна из проблем подросткового возраста заключается в значительном влиянии телевидения, и в меньшем влиянии чтения книг на развитие личности подростка.
Для изучения влияния телевидения и литературы на развитие личности подростков использовались следующие методы: беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
В ходе проведения исследования были получены следующие данные.
1. По результатам анкетирования:
1) из 15 опрошенных – 15 смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%;
2) из 15 опрошенных, 12 учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одного сериала. Большинство опрошенных назвали сериалы: «Универ», «Реальные пацаны», «Интерны»;
3) только спортивные передачи смотрят 4 чел., только музыкальные 3 чел, музыкальные, спортивные и образовательные назвали 6 чел., один ответил «не знаю», один – новости и криминал. 73% смотрят спортивные и образовательные передачи;
4) самым интересным каналом назвали: СТС – 6 человек, Муз-тв – 2, ТНТ – 1, НТВ и Россия – 1, Мтв – 1, 7ТВ – 1, спутниковый канал – 1, «не знаю» сказали двое. 67% смотрят развлекательные каналы. К развлекательным каналам относятся: СТС, ТНТ, МТВ и МузТВ;
5) трое учеников назвали по одному киногерою. У остальных его нет. 20% испытуемых имеют любимого киногероя;
6) из 15 опрошенных 6 любят читать книги и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время). А это 40%;
7) 6 опрошенных не любят читать и ничего не читают сейчас. Почемучка-1, газеты-1, то, что задали по литературе-4, Гоголь-2, детективы-1, ужастики-1;
8) 6 чел. – читают только школьную программу, 6 – еще сами выбирают, 3 – не читают вообще. 40% читают дополнительную литературу;
9) 10 чел. – не читают журналы- 67%. 43% читают;
10) один ученик назвал Остапа из «Тараса Бульбы». У 7% испытуемых есть любимый литературный персонаж;
11) на вопрос о том, для чего люди читают книги все ответили «для развития, чтобы быть умными, образованными, не разучиться читать».
Показатель соотношения влияния телевидения и книг (в %)
67% смотрят развлекательные каналы
20% имеют любимого киногероя
80% смотрят сериалы
73% смотрят спортивные и образовательные передачи
Влияние книг:
40% читают в свободное время
7% имеют любимого литературного персонажа
43% читают журналы
40% читают дополнительную литературу
Вывод: по данным анкетирования для большинства подростков более важно телевидение, чем книги.
2. Также проводилась беседа на тему: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?». В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам и телевидению. Подросткам интересно смотреть зарубежные фильмы. Они считают, что отечественные фильмы не интересные, и их плохо делают.
При просмотре фильмов, самыми сильными качествами мальчики назвали смелость и порядочность, а для девочек – верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.
Родители им не запрещают смотреть телевизор. Газеты подростки не читают, Интернета нет. Подростки не смотрят политические передачи и новости, не следят за развитием событий в мире. По их мнению, это не интересно. На вопросы, какие журналы читаете, подростки отвечали, что не читают журналы. Только девочки назвали два женских журнала.
По результатам беседы можно сделать следующие выводы: подросткам наиболее интересно смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги. В библиотеку из 15 человек по вопросам беседы ходят 3. Телевизор смотреть нравится всем, и смотрят подростки его по времени больше, чем читают книги. Следовательно, на развитие личности телевидение оказывает большее влияние.
3. В качестве анализируемых продуктов деятельности выступали мини-сочинения на тему «Что для вас представляет большой интерес: телевидение или книги? И почему?» На листках бумаги подросткам необходимо было написать 6-8 предложений по теме.
Все без исключения написали, что телевизор смотреть интереснее чтения книг. В качестве наиболее распространенных причин указываются следующие: телевидение ярко и красочно описывает события и сообщает последние новости, там много фильмов и музыки. А книги скучные и нужны только для того, чтобы научиться читать. По мнению некоторых учащихся, книги нужны, чтобы читать их на ночь или чтобы быть «заумными», но при этом отмечали, что они не такие. Следовательно, на систему личностных ценностей подростков большее влияние оказывает телевидение.
При просмотре телеканалов у большинства подростков актуализируется непроизвольное внимание и непроизвольная память. А это означает, что особых усилий и установок для развития качества внимания, восприятия, памяти и мышления подростки не делают. При прочтении книг актуализируются произвольные внимание и память, а также воображение и мышление. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. А из данного исследования следует, что подростки не имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные психические функции.
В результате анализа отношения к телевидению и литературе подростков показано, что в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение. Телевидению подросток выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. А это приводит к поверхностному отношению и инфантилизации личности. В то же время подростки перестали ходить в библиотеки, читать дополнительную художественную литературу и познавательные журналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, подростки не представляют, насколько важно чтение книг.
Как показало исследование, телевидение оказывает значительное влияние на развитие личности. В ходе сравнения было показано, что по всем показателям на подростков СМИ влияет больше, чем культура. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждается.