ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЧЕЛОВЕКА

14.05.2015 14:03

Основными пользователями Интернета в России и Германии на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых. У Интернет-зависимых студентов наблюдаются изменения коммуникативной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, сопровождающиеся изменением уровня личностной тревожности, депрессии, агрессивности, враждебности, силы воли, самооценки, стрессоустой-чивости, уверенности в себе, конфликтности и одиночества. 
Студенты чаще всего обращаются к услугам «Всемирной паутины» по следующему ряду причин: 
Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам и экзаменам. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах, оставляя в качестве приоритетного источника только Интернет. 
Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет - ICQ, e-mail или различных социальных сетей (odnoklassniki, Vkontakte). Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех 
же услуг сети. Интернет становится отличным полем для поиска развлечений, расслабления, отвлечения от учёбы. 
В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос. 
В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией общества было проведено исследование на выявление Интернет-зависимости. Оно позволило выявить особенности Интернет - зависимых и склонных к Интернет -зависимости студентов России и Германии. По результатам диагностики в исследовательской группе российских студентов было выявлено 31% испытуемых с начальным уровнем Интернет-зависимости, 13% со средним уровнем Интернет-зависимости и 56% Интернет-зависимых студентов. Анализ результатов диагностики позволяет утверждать о том, что студентам присущ низкий уровень самооценки, высокий уровень общительности и высокий уровень тревожности. У студентов же из Германии результаты получились более утешительными: 69% студентов имеют низкий уровень зависимости, 15% - средний уровень, и лишь 16% студентов зависимы от сети Интернет. 
Таким образом, число Интернет-зависимых с каждым годом увеличивается. Чтобы избежать этого, должна проводиться своевременная профилактическая работа. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов включает системное воздействие на эмоциионально-волевую, мотиваци-онную и коммуникативную сферы их личности, а ее эффективность определяется динамикой их личностных характеристик с оптимизацией показателей. Это значит, сформировать у студентов осознанное отношение к использованию Интернета, мотивацию к здоровому образу жизни, высокоэффективные поведенческие стратегии, повысить уровень коммуникабельности, самооценки и стрессоустойчивости, приобрести навыки эффективного целеполагания, межличностного общения, успешного разрешения стрессовых ситуаций. 
Список литературы 
1. Телицина Е.В., Минахметова А.З. Исследование влияния сети интернет на межличностную коммуникацию виртуальных пользователей // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8 - стр. 76-77. [Электронный ресурс] URL: www.rae.ru/ meo/?section=content&op=show_article&article_id=1648 (дата обращения: 23.12.2013). 
психологические аспекты влияния сми НА человека 
Васильева А.А. 
Казанский федеральный университет, Елабуга, Россия 
Средства массовой информации (СМИ) - средство донесения информации по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе. СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества и это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. В наше время они оказывают огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека [1, с.101]. Можно выделить положительное и негативное влияние СМИ на человека. Положительное влияние заключается в том, что СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. Актив- 
INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION №6, 2014 
■ МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ ■ 
77 
ная роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе [2, 177]. 
На базе ЕИ КФУ проводилось исследование, которое выявляло насколько процентов происходит воздействие СМИ на человека и какое же влияние оно оказывает. После проведения анкеты выявилось, что 18(60%) испытуемых из 30 считают, что СМИ воздействуют на человека и 10 (56%) испытуемых из них говорят о том, что СМИ оказывают негативное влияние на личность. Таким образом, можно говорить о том, что средства массовой информации оказывают больше негативное влияние на человека и воздействуют при формировании его личности. 
Список литературы 
1. Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества/ Б. И. Кретов// Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №1. - с. 101-115 
2. Каграманян Н. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 - с.177. 
защитные механизмы психики студентов 
Виноградова А.В. 
Казанский Федеральный Университет, Елабуга, Россия 
В настоящее время происходят различные изменения в обществе, в окружающей среде, в учебной деятельности студентов, которые оказывают значительное влияние на них. Каждый из них по-разному относится к одним и тем же событиям и изменениям, вызывающим различную ответную реакцию, которая может негативно сказываться на личность студента, вызывая тревогу, отрицательные эмоциональные переживания, разрушение психологического равновесия. Чтобы этого избежать, организм использует механизмы психологической защиты. Следовательно, проблема исследования механизмов защиты является актуальной. 
Нами было проведено исследование на студентах 4 курса, факультета психологии и педагогики в количестве 30 человек, целью которого являлось выявление механизмов психологической защиты студентов. 
Мы выявили следующие используемые механизмы: проекция(40%), рационализация(33%), компенса-ция(10%), отрицание(10%), гиперкомпенсация(7%). 
Большинство исследуемых подсознательно приписывают неприемлемые для себя чувства и мысли другим людям, также создают логические обоснования своего и чужого поведения, действий и переживаний, недопустимых для них, тем самым оправдывая многие поступки. В некоторых случаях они отрицают внешнюю реальность, которая тревожит и может привести к межличностному конфликту. При существовании реального или воображаемого недостатка, студенты пытаются заменить его другим качеством, повышая чувство самодостаточности. 
Таким образом, большинство студентов локализуют неприемлемые чувства и мысли приписыванием их другим людям. 
психологическое отношение к болезни у лиц с хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы 
Воробьева Л.И. 
Казанский федеральный университет, Елабуга, Россия 
Одной из важных подсистем отношений в структуре личности больного, в том числе и у пациентов с соматическими заболеваниями, является их отношение к болезни [1]. 
Мы провели исследование целью, которого явилось изучение типов отношения к болезни у пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. В качестве испытуемых выступили 30 человек с хроническими сердечнососудистыми заболеваниями. Средний возраст испытуемых составил 27 лет. Были использованы: Опросник мини-мульт опросник СМОЛ и методика ТОБОЛ. 
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 23 испытуемых (что составляет 76,66% из всей выборки) был выявлен ипохондрический тип отношения к болезни. Можно сказать, что данные испытуемые чрезмерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Они стремятся постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличивают действительные и выискивают несуществующие болезни и страдания[2]. У 5 испытуемых (16,66%) был выявленэгоцентрический тип. Люди с этим типом отношения к болезни «принимают» свою болезнь и ищут в этом выгоду. Выставляют напоказ близким и окружающим свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием [2]. У оставшихся 2 испытуемых был выявлен гармоничный тип отношения к болезни. Т.е. испытуемые оценивали свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть. Таким образом, можно сделать вывод что, люди с хроническими сердечнососудистыми заболеваниями относятся к своей болезни «с трепетом» и преувеличением. 
список литературы 
1. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей [Электронный ресурс] / Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова // URL: https://www.medpsy.ru/library/library122. pdf. - Дата обращения 01.12.2013. 
2. Цекин, В.П. Типы отношения к болезни у больных с сердечнососудистыми заболеваниями [Электронный ресурс] / В.П. Цекин // Независимый ПсихиатрическийЖурнал. - 2004. - № 2. - URL: https:// www.npar.ru/journal/2004/2/attitude.htm. - Дата обращения 02.12.2013. 
представление о себе и о других людях у татарского этноса 
Галлямова Ч.А., Штерц О.М. 
Казанский федеральный университет, Елабуга, Россия 
Я - концепция — система представлений личности о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Представление индивида о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Представления человека о самом себе, зачастую, кажутся ему убедительными независимо от того, опираются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Анализ осознания себя через другого человека происходит с помощью идентичности, то есть происходит понимание другого человека путем отождествления себя с ним. При этнической идентичности происходит переживание личностью своей принадлежности к определенному этносу, осознание наличия характерных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере коммуникации и деятельности. 
С целью выявления представлений татарского этноса о себе и о других людях нами было проведено исследование. Количество испытуемых составила 30 татар в возрасте от 20 до 25 лет.Была взята методика Лири для исследования представлений о себе и о других людях.Испытуемымбыло предложено решить, относится то или иное утверждение к нему самому и другому человеку. Были получены следующие результаты: в представлении о себе у татар на первом месте стоит - отзывчивость, бескорыстие, 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №6, 2014

Научная библиотека КиберЛенинка: