Как выбрать надежный сайт

14.05.2015 11:15

И во время обучения и по окончании школы на протяжении всей нашей жизни мы используем и будем использовать Интернет для получения информации, обучения и развлечений. И чтобы успешно ориентироваться в необъятном информационном море, надо научиться работать с Интернет-ресурсами, уметь правильно проводить поиск, классификацию и анализ информации, а также оценивать её новизну и ценность. Одним из способов научиться это делать - попробовать критически оценить Интернет-ресурсы на основе специально разработанных критериев.

Изучив существующий опыт, мы предлагаем Вам специальный перечень вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем использовать материалы какого-либо Интернет-сайта. Поначалу может показаться, что это отнимает много времени. Но вскоре Вы заметите, что применяя этот или подобный перечень, Вы сожете быстро критически оценивать Интернет-ресурсы и решать, пользоваться ли ими.

В данном ниже перечне критерии оценки Интернет ресурсов разделены на три группы по трем аспектам: содержание сайта, источник информации, структура сайта. 

Содержание сайта:

  1. Для кого предназначен данный сайт?
  2. Какова цель Интернет-страницы? Какую информацию она содержит?
  3. Насколько полна и достоверна информация на сайте?
  4. Какова ценность данного источника в сравнении с другими источниками по данной теме?
  5. Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по данной теме?
  6. Какова дата создания сайта и дата создания документов?
  7. Насколько полно информация на сайте освещает обсуждаемый вопрос?
  8. Каков критерий отбора ссылок на другие Интернет-ресурсы, представленные на сайте?
  9. Позволяет ли информация сайтов, на которые выводят ссылки, создать целостное впечатление по изучаемому вопросу?
  10. Какая дополнительная информация содержится в Интернет-ресурсах – ссылках на данном сайте? 

  11. В чем ценность информации данного сайта?

  12. Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте?

  13. Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам?

Источник и данные
  1. Кто является автором данного сайта?
  2. Насколько авторитетны разработчик или группы разработчиков данного сайта?
  3. Насколько разработчики владеют информацией по данной проблеме?
  4. Кто является спонсором данного сайта (если таковые имеются)? Как это могло отразиться на содержании сайта?
  5. Когда сайт был разработан?
  6. Когда сайт был опубликован?
  7. Когда выполнялось последнее обновление сайта?
  8. Насколько свежими являются ссылки?
  9. Насколько надёжны ссылки? Есть ли неработающие ссылки?
  10. Есть ли контактная информация для связи с разработчиком сайта?
Структура сайта
  1. Как выглядит графический дизайн сайта?
  2. Насколько иконки выражают содержание?
  3. Соответствует ли написание текста правилам правописания и грамматики?
  4. Присутствует ли творческий элемент в создании сайта?
  5. Насколько этот сайт используем?
  6. Имеются ли прямые ссылки на поисковые системы?
  7. Не перенасыщен ли сайт мультимедийными ресурсами?

        Довольно-таки важным критерием отбора обрзовательных Интернет-ресурсов является четкая ориентация на определенных пользователей сети Интернет, которых волнует цель и содержание того или иного Интернет-ресурса. Также следует удостовериться в надежности и доступности информации, сравнив её с информацией предлагаемой другими ссылками по данной теме. Не следует упускать из внимания и такой критерий, как полнота освещения вопроса по определенной теме. Поддержка мультимедийных ресурсов только приветствуется, т.к. они выполняют иллюстративную функцию, разбавляя фактическую текстовую информацию. Проблемы авторства и спонсорства сайта также могут сыграть немаловажную роль в отборе Интернет-ресурсов, т.к., зная о возможном статусе разработчика (будь это профессор или ученик начальной школы), можно судить о качестве предлагаемой информации. Свежая, но проверенная информация всегда будет привлекать внимание. Многие ссылаются на посещаемость источника, т.е. чем больше посещаемость сайта, тем надежнее они считают тот или иной сайт. Ссылки на поисковые системы также приветствуются, т.к. облегчают поиск нужной информации, тем самым помогая сэкономить время. Даже графический дизайн является не последним аспектом отбора учебных Интернет-ресурсов, т.к. внешний вид сайта может во многом оказать влияние на выбор источника: удачное сочетание цветов, четкие и информативные иконки, достойные иллюстративные материалы. Однако важно, чтобы сайт не был пер был перегружен мультимедийными данными, что может усложнить восприятие информации. 

 

Статья написана по материалам работ Сысоева Павла Викторовича, доктора педагогических наук, профессор, зав. лабораторией языкового поликультурного образования Института иностранных языков Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, и Евстигнеева Максима Николаевича, старшего научного сотрудника Института иностранных языков Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, г. Тамбов.