ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ

01.05.2015 19:49

В результате стихийного увлечения Интернетом мы имеем на сегодняшний день довольно широкую картину социальных, педагогических и психологических девиаций в социализации современной молодежи и подростков. Все более настоятельной является необходимость изучить его влияние на социализацию личности подростка. 
Процесс социализации неразрывно связан с общением и деятельностью людей в реальном и онлайновом времени в связи с вхождением нового поколения в интернет-пространство. Каждая личность может выносить из объективно одинаковых ситуаций свой социальный опыт, как позитивный, так и негативный. 
Социализация подростка осуществляется в ходе его деятельности, которая в этом возрасте включает в себя две стороны: предметную и социальную [2]. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Таким образом, особенности социализации личности в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса. 
Д.В. Ярцев, исследуя социализацию современного подростка, указывает на следующие ее особенности. 
1. У него затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальных отношений. Причиной служит изменившаяся социальноэкономическая ситуация и как следствие ослабление 
Н.Г. Марченкова, преподаватель Оренбургского техникума железнодорожного транспорта, магистр педагогики 
воспитательной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка. 
2. Он не спешит создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитает более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. 
3. Он стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность, как правило, не удовлетворяется в силу множества различных причин [5, с. 54]. 
Интернет-технологии создают условия для более раннего по сравнению с предыдущим поколением включения подростка в социальную деятельность: компьютер — современное орудие труда, современное орудие производства, которым он уже владеет. Посредством Интернета он может участвовать в экономической, культурной, политической, научной жизни общества. В компьютеризированной деятельности у него формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля при «переводе» практической задачи на язык компьютерных технологий. Все это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности подростка- 
ми, активно включенными в компьютеризированную деятельность. 
Влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой интернет-аддикции существует возможность развития отдельных способностей, Я-концепций и мотивационной сферы в целом. Особый интерес представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью», или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности, — анонимность. Другие свойства Интернета — пространственно-временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности — создают предпосылки для интенсификации общения на личностном уровне [1, с. 11—40]. 
Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек—человек» у подростков, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека-деятеля и плохо развиты свойства человека — субъекта социальных взаимоотношений. 
Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений. 
Нечеткое осознание компонентов эмоциональночувственной сферы при восприятии другого свидетельствует о низком уровне погруженности в данную сферу человеческого бытия в целом, вырождении ее регулятивной функции. В организации межличностного взаимодействия, являющегося в подростковом возрасте особым условием и основой приобретения жизненного опыта, снижается роль эмоциональночувственного компонента. 
Описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание ими социально-нормативных отношений в целом. Так, например, изменяется полоролевой компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития и др. 
Нами выявлено, что у опытных пользователей компьютерных технологий восприятие и понимание другого человека и взаимодействие с ним подчиняются ценностной ориентации личности на активное достижение в деятельности, а у неопытных пользователей — 
ценностной ориентации на продолжение отношений. В ценностном образе другого у опытных пользователей компьютерных технологий доминируют деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, выступая основным регуляторами межличностных отношений, что выражается в форме их чувствительности к оценке образа другого прежде всего как субъекта-деятеля [3]. 
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC — Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. 
Исследователи интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными — e-mail и телеконференции, где общение происходит в режиме off-line, в отличие от on-line чата (IRC) и MUDs. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web-чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету.) 
В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от multi-user dimension — ролевая игра, в которой пользователи объединены в одном виртуальном пространстве), близкое к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели — стремлением выиграть. 
Общение посредством Интернета обладает следующими характеристиками. 
1. Все названные формы общения в связи с его опо-средованностью компьютером обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. 
Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации подростка, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют ему конструировать свою идентичность по своему выбору. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание информации или презентация ложных сведений. 
2. В интернет-коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (их существует около 100), физическое отсутствие коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скры- 
вать, равно как и можно выражать чувства, которые подросток в данный момент не испытывает. То есть в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных внешними характеристиками партнеров по коммуникации: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью, а также коммуникативной компетентностью, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности. 
Отметим здесь позитивные аспекты личностного развития при общении посредством Интернета: 
• преодоление коммуникативного дефицита; 
• расширение круга общения; 
• повышение информированности в обсуждаемых вопросах. 
Однако были выявлены некоторые общие черты подростков, позволяющие отнести их к группе риска вследствии развития интернет-зависимости. Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей: 
• использование компьютера вызывает дистресс; 
• использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу личности. 
Как правило, для интернет-зависимых подростков характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к осознанию своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Такая дисгармония часто формируется в результате псев-досолидарного типа семейных отношений, в которых отношения носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга знакомых дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. С одной стороны, сами подростки объясняют это отсутствием потребности в эмоционально близких отношениях, с другой стороны, нами были обнаружены явные признаки дефицита общения. Можно предположить, что использование интернет-ресурсов в качестве средств общения и самораскрытия характерно для тех, кто ощущает некоторую недостаточность, неполноту, ущербность «обычной» реальности. Собственно образ «Я» и самооценка таких людей, сформировавшись под влиянием столкновений с неудовлетворяющей их реальностью, сопровождаются специфическими проблемами и связанным с этим эмоциональным напряжением. 
В группе «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирующие собствен- 
ную телесность, ощущающие некоторую дистанцию между собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам. 
Интернет важен для тех подростков, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. Существуют особые трудности, с которыми многим подросткам приходится сталкиваться в самом процессе межличностного общения, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности — неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции. 
В этих случаях люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. При этом и без того узкий круг общения по мере развития интернет-зависимости приводит фактически к формальной изоляции подростка. Таким образом, подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям, в большей степени подвержены риску развития интернет-зависимости. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в Сети достаточным для самоутверждения и для улучшения психического состояния. 
Будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными испытывать эмоциональный риск путем высказывания суждений, противоречащих мнению других людей. В реальной жизни интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и родителям. В киберпространстве они выражают эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения, потому что «собеседники» являются менее досягаемыми, а идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к интернет-зависимости [2]. 
В связи с трансформацией традиционных, основанных на общности форм соседства, возрастанием количества разводов и изменений места жительства возрастает потребность в социальной поддержке. 
Выявлено, что интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих или их признание. 
Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивно- 
го образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности. 
Наконец, интернет-зависимость может вызываться психопатологией: К.С. Янг установила, что депрессия коррелирует с интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернетом, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности [4, с. 24—29]. 
Интернет в качестве средства «ухода» от реальности дает следующий спектр возможностей: 
• возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при их осуществлении, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.); 
• возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и 
т.д.); 
• чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, так как в любой момент можно найти нового); 
• неограниченный доступ к информации, «информационный вампиризм» (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не единственным, а иногда и единственным средством общения). 
Изучение теоретических источников и анализ практического опыта организации профилактики интернет-зависимости подростков позволили выя- 
вить глубину и социальную значимость решения данной проблемы. 
Интернет-зависимость молодежи и подростков является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от интернет-зависимости страдают и молодые люди, и их родные, и общество в целом, ведь она проявляется в бегстве в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. 
Посредством анкетирования и мониторинга нами выявлено чрезмерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на «компьютерных детишек» не нарадуются, дети растут тихими, замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума. У нас в школах уже идет тотальная информатизация, в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей, сверстников, старших друзей и референтно значимых взрослых, являющихся носителями живого человеческого общения. 
Литература 
1. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2007. 
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Вопросы теории и психологии. М., 1982. Т. 1. 
3. Марченкова Н.Г. Социально-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости учащихся: учеб. пособие. Оренбург, 2009. 
4. Янг К.С. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. 
5. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6.

Научная библиотека КиберЛенинка