ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ

30.04.2015 11:38

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ 
В статье предлагаются результаты социологического исследования, проведенного в 2007 году в Свердловской области. Данные, представленные в статье, описывают активность взаимодействия школьников с сетью Интернет, основные виды деятельности школьников в сети, а также сегменты интернет-аудитории среди школьников. 
Ключевые слова: Интернет, воспитание подростков, школьное воспитание. 
Интернет существует в России уже более 15 лет. За этот период доступ к глобальной сети появился не только в крупных, но и в средних городах. Можно говорить, что навык обращения с компьютером и Интернет будет только увеличиваться, учитывая то, что 30 июня 2006 г. в рамках национального проекта «Образование» вышел приказ Минобрнауки России и Мининформсвязи России «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа». 
Интернет как средство массовой информации. Большинство крупных новостных компаний и информационных агентств обладают собственными сайтами в сети Интернет. Существует принципиальное отличие Интернет и телевизионных СМИ. Это отличие в том, что телевизионный выпуск новостей регламентирован по времени и содержанию, в свою очередь, новости в Сети не имеют такой четкой временной 
и тематической регламентации. Пользователь в любое время может обратиться к Интернет СМИ. Более того, СМИ в Интернет позволяют пользователю самому выбирать логику просмотра новостных событий (тематика, интересная потребителю, а не вся информация, представляемая в новостном выпуске по ТВ) и новостных ресурсов, а также прочитать новости прошлого дня, недели или месяца. Для нашего исследования это особенно важно, ибо выбор, отбор информации осуществляется самим пользователем свободно и независимо. 
Интернет может выступать как электронный справочник или даже как библиотека. В сети Интернет существует большое количество электронных энциклопедий, словарей, справочников и даже первоисточников различных текстов (от работ Платона и Аристотеля до книги Ф. Диксона «Клубная культура», запрещенной для продажи). Интернет является менее затратным по времени ресурсом, чем классическая библиотека или справочник, что делает Сеть более привлекательной как источник получения оперативной информации. 
Возникает необходимость исследования активности использования Интернет школьниками и учителями, поскольку обращение, аппеляция к различным источникам информации может создавать разрыв как в информационном, так и в ценностном аспектах. Современный учитель постепенно утрачивает свойство быть главным источником информации. В этой ситуации важно понять, является ли отношение к Интернету очередным пунктом столкновения интересов и ценностей различных поколений. 
Интернет - это также своеобразный банк мультимедийных данных, то есть в Сети можно обнаружить любые аудио-, видео- или графические работы (от экранизаций Шекспира до порнографии или пыток военнопленных). В Интернете практически нет цензуры, что несет как позитивный (доступ к запрещенным по идеологическим причинам текстам или видеоматериалам), так и негативный (доступ молодежи к сценам насилия, порнографии и другой антиобщественной информации) аспекты. 
Интернет является не только средством массовой коммуникации, но и в определенном роде социальным пространством. Интернет - это технологический ресурс и среда со своим культурным потенциалом, собственным сленгом и определенными ценностями. Интернет может выступать фактором развития как терминальных, так и инструментальных ценностей за счет широко диапазона социальных общностей, представленных в киберпространстве. Главным фактором включения в Интернет как социальное пространство является навык обращения с компьютерной техникой. Именно личный опыт взаимодействия с компьютером и Интернет определяет степень заинтересованности в использовании компьютерных технологий. Именно навык использования персонального компьютера определяет возможность индивида пользоваться ресурсами сети Интернет, поскольку только опытный пользователь может работать в Сети, так как без «стажа» работы в компьютерном интерфейсе человеку трудно разобраться в инструментальных аспектах, не говоря уже о технической стороне вопроса, которую не знают даже многие опытные пользователи. 
По мере освоения возможностей сети Интернет индивид сталкивается с такими формами общения, как ICQ, чат и форум. Даже в большей степени чат и форум, поскольку техническая организация последних предполагает возможность появления социальных общностей. То есть вокруг кого-либо ресурса с наличием форума или чата складывается социальная общность со своими нормами, ценностями, интересами и «МЫ» чувством. По мере возрастания интереса индивида к тем или иным тематикам он сначала на уровне зрителя, а затем и на уровне члена сообщества включается в социальную общность, действующую в киберпространстве. 
Еще одним немаловажным аспектом социального пространства Интернет является возможность заработка. Сеть позволяет простому пользователю не только оперативно искать работу и заниматься рассылкой резюме, но и зарабатывать в Сети (Интернет магазины, набивка текста, сортировка и рассылка почты, веб-трейдинг и многое другое). Существуют и специфические формы заработка в сети Интернет, требующие не только знания программной оболочки и пользовательских навыков, но и знания специфических программ (веб-дизайнеры, разработчики сайтов и программ). 
Можно предположить, что основной ценностью Интернет является свобода в широком смысле этого слова. Это свобода выбора информации, общности по интересам, деятельности, а также экономия времени как особая форма высвобождения времени. Своеобразной формой реализации данной свободы является феномен вебсерфинга. Веб-серфинг трактуется как бесцельное листание веб-страниц по гиперссылкам, то есть перепрыгивания с сайта на сайт в зависимости от настроения или заинтересованности, не имеющее окончательной цели. 
Мы рассматриваем вопросы относительно Интернета, с одной стороны, как показатель информационной культуры, а с другой - как фактор, способный оказать влияние на ценностные ориентации выпускников, что требует эмпирической проверки. Цель социологического исследования была сформулирована следующим образом - изучить ценностные ориентации выпускников полных средних образовательных учреждений Свердловской области. Исследование проводилось с декабря 2006 по сентябрь 2007 г. Блок задач, затрагивающих познавательные ценностные ориентации, включает в себя исследование информационной культуры. Анализ информационной культуры в данном социологическом исследовании связывается преимущественно с таким ее каналом, как электронные средства массовой информации - Интернет. 
Основные методы, использованные в данном социологическом исследовании: анкетный опрос выпускников полных средних школ Свердловской области; анкетный опрос учителей Свердловской области, работающих в старших классах; анкетный опрос родителей выпускников школ Свердловской области; фокус-группы (групповые дискуссии) с выпускниками полных средних школ Свердловской области. 
В качестве объекта социологического исследования выступают три относительно самостоятельные социальные группы: 1) выпускники 11-х классов полных средних образовательных учреждений Свердловской области; 2) учителя, работающие в старших классах полных средних образовательных учреждений Свердловской области; 3) родители выпускников. В данной статье мы обратим внимание на описание группы выпускников 11-х классов, используя данные анкетного опроса. 
Поскольку базовой группой являются выпускники, то именно формирование выборочной совокупности по этой группе стало основой выборки в целом. Формирование выборочной совокупности имело многоступенчатый характер. Репрезентативность по типу поселений обеспечивалось квотированием выпускников по типам поселений сообразно квотам населения в целом (это допущение статистически обоснованно в развернутом отчете по формированию выборочной совокупности). Для того чтобы реализовать принцип репрезентативности по уровню социальноэкономического развития территории, мы воспользовались аналитическими материалами Министерства экономики и труда Свердловской области. Отдавая себе отчет в том, что в этих материалах содержится информация, характеризующая потенциал и рейтинг территорий с точки зрения макроэкономических, а не социологических показателей, мы, тем не менее, сочли возможным взять их за точку отсчета. 
На основании аналитических материалов, в которых представлен рейтинг муниципальных образований Свердловской области за январь-сентябрь 2006 г. по 
уровню социально-экономического потенциала территорий1, все муниципальные образования Свердловской области (68 территорий) были распределены по трем следующим группам: 
1. Группа А - «благополучные»: те, у которых социально-экономический потенциал выше среднего (22 территории); 
2. Группа Б - «средние»: те, у которых социально-экономический потенциал близок к среднему (22 территории); 
3. Группа В - «депрессивные»: те, у которых социально-экономический потенциал ниже среднего (23 территории). 
Исходя из высказанного ранее допущения о том, что количество выпускников пропорционально количеству населения, проживающего на определенной территории, можем определить распределение и объем выборочной совокупности так, чтобы в выделенной подгруппе было опрошено не менее 50 человек, следующим образом. Отбор единиц исследования проводился методом гнездовой выборки: случайным образом выбирался класс из сформированной подгруппы по типу поселения, уровню экономического развития и типу образовательного учреждения (табл. 1 и 2). 
Таблица 1 
Итоговое распределение выборочной совокупности выпускников 
по типам поселения 
Типы поселений Выпускники % 
Города-гиганты 552 27,8 
Крупные города (250-500 тыс.) 171 8,6 
Большие города (100-250 тыс.) 163 8,2 
Средние города (50-100 тыс.) 157 8,1 
Малые города (до 50 тыс.) 433 21,8 
ПГТ 218 10,9 
Село 290 14,6 
Всего 1984 100 
Таблица 2 
Итоговое распределение выборочной совокупности выпускников по социально-экономическому статусу территории 
Выпускники % 
Группа А 1292 65,1 
Группа Б 410 20,7 
Группа В 282 14,2 
Всего 1984 100 
Как видно из приведенных выше таблиц, произошло смещение выборочной совокупности в сторону незначительного увеличения респондентов из сельской местности и уменьшения респондентов из средних городов. Однако эти колебания не превышают величину ошибки выборки и, следовательно, не оказывают существенного влияния на репрезентативность результатов, полученных в ходе исследования. 
В данном исследовании мы можем выделить 4 уровня развития навыка обращения с современными информационными технологиями: 1) полное отсутствие навыка обращения с компьютерными технологиями; 2) навык обращения с компьютером, но не с сетью Интернет; 3) базовый навык обращения с сетью Интернет; 4) продвинутый навык обращения с сетевыми технологиями, включая и различные локальные сети. 
Уровень развития данного навыка может влиять на возможности деятельности, связанной с высокими технологиями, и на ценностные ориентации индивида. Некоторые инструментальные ценности также могут быть обнаружены в развитии навыка обращения с информационными технологиями. Опираясь на информацию, полученную в ходе исследования, мы можем выделить 4 условные группы пользователей, дифференцированных по уровню развития навыка работы с компьютером (табл. 3): 
1. «Непользователи». Около 4 % опрошенных школьников вообще не умеют работать на компьютере, но значительно больше непользующихся компьютером среди старшего поколения. 
2. «Пользователи персональных компьютеров». Примерно 38 % выпускников умеют работать на компьютере, но не с сетевыми технологиями. 
3. «Пользователи Интернет». Умеют не только работать на компьютере, но и пользоваться Интернет около 40 % школьников из них юношей, немного меньше девушек. 
4. «Продвинутые пользователи Интернет». Обладают достаточным навыком работы с компьютерными технологиями, чтобы не только выходить в Интернет, но и работать в различных локальных сетях, 18 % опрошенных школьников. 
Таблица 3 
Самооценка школьниками собственного навыка обращения _____________с компьютерными технологиями_______________________ 
Уровень развития навыка обращения с компьютерными технологиями % 
Вообще не умеют работать с компьютером 4,2 
Умеют работать на компьютере, но не в Интернет 38,4 
Умеют работать в Интернет 39,2 
Умеют работать не только в Интернет, но и в локальных сетях 18,2 
Всего 100 
Основным параметром выделения пользователей Интернет является все же не столько навык работы с сетевыми технологиями, сколько возможность доступа в Сеть. Данная группа неоднородна и состоит из следующих неравновесных сегментов: 
1. «Незнающие» (группа людей, не умеющих даже обращаться компьютером и не обладающих возможностью выхода в Интернет. Меньше всего данная группа представлена школьниками - 2,5 % опрошенных). 
2. «Обычный пользователь ПК (персонального компьютера)» (умеющие обращаться с компьютером, но не умеющие пользоваться Интернет и не обладающие возможностью доступа. К данной группе относится каждый пятый школьник). 
3. «Ознакомленные» (умеющие работать в сети Интернет, но по каким либо причинам не имеющие возможности доступа. Данная группа весьма малочисленна (примерно 3,5 % - школьники). Это малочисленная группа тех, кто ситуативно (возможно только один раз в жизни), были ознакомлены с базовыми возможностями сети Интернет, но в данный момент доступ к всемирной паутине у них отсутствует). 
Среди тех школьников, кто обладает возможностью доступа в Интернет, большинство предпочитает «приватный» доступ. Либо это собственный дом, где прове- 
ден Интернет (треть опрошенных), либо возможность доступа в сеть существует дома у близких друзей или у родственников, чьей помощью можно воспользоваться (20 %). Примерно 20 % школьников отметили, что обладают возможностью выхода в глобальную сеть при помощи школы, т. к. в школе существует компьютерный класс с выходом в Интернет, а 6 % могут выйти в Интернет на работе у родственников или знакомых. Данный ресурс менее популярен среди школьников, так как возможности использования служебного Интернет-трафика в большинстве организаций весьма ограничены. Самый менее используемый школьниками ресурс выхода в сеть - Интернет-кафе и компьютерные клубы (4 %), что вызвано необходимостью самостоятельно оплачивать услуги доступа в Сеть и не вызывает особого интереса у школьников. 
Активность интернет-пользователя проявляется в частоте выхода в Сеть. Отметили, что выходят в Интернет раз в год или реже 21,5 % опрошенных школьников. Это люди, не обладающие возможностью доступа в Сеть, соответствующим навыком обращения с информационными технологиями или вообще не интересующиеся Интернетом. Не чаще, чем раз в месяц, выходят ситуативные пользователи - примерно 22 % школьников. Выход в Сеть здесь происходит по необходимости (это поиск информации для учебы или просто интересной информации, видео или музыки). Еженедельно (хотя бы один раз в неделю) к сети Интернет обращается треть школьников, обладающих такой возможностью. Данная группа стремится периодически бывать в Интернет для реализации различных целей. Ежедневно или несколько раз в неделю в Интернет выходят более четверти выпускников. 
Поскольку ценности формируются в процессе деятельности и через деятельность проявляются, то для более подробного анализа ценностных ориентаций в контексте «киберкультуры» нам потребуется обратиться к целям выхода в Интернет (табл. 4). 
Таблица 4 
Цели выхода в Интернет*_____________________________ 
Цель выхода в Интернет % от числа ответивших 
Ищу научную информацию для учебы или для работы 53,4 
Посещают интересные, важные для себя сайты 44,5 
Скачиваю музыку, картинки или видео файлы 29,3 
Общаются на форумах и (или) в чатах 24,9 
Читают новости 16,6 
Занимаются Веб-серфингом 9,9 
Играют в сетевые игры 9,7 
Содержат собственный сайт или сервер 3,1 
Пытаются найти работу или заработать в Интернет 2,2 
Примечание: респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, поэтому в сумме результаты составили более 100 %. 
При всем спектре видов деятельности Сети пользователь не ограничивается возможностями выбора, но все же основной (чаще всего отмечаемой) целью выхода в Интернет для выпускника является поиск информации для учебы; для этого в Сеть выходят 53 % опрошенных. Второй по частоте упоминаний целью выхода в Интернет для всех пользователей является посещение интересующих сайтов (44 % школьников). Для школьника интересны сайты развлекательного характера, так как следующий по весу ответ - это «скачиваю музыку, картинки или видео», и именно для этого целенаправленно выходят в Сеть 29 % опрошенных. Очевидно, что скачивает- 
ся информация именно с сайтов, «интересных» пользователю. Примерно 25 % опрошенных школьников отметили, что выходят в Сеть еще и для того, чтобы общаться в чатах или форумах. Общение на форуме включает человека в ту или иную сетевую общность со своими нормами, интересами и ценностями. Развлечения и общение носят преимущественно характер терминальных ценностей и более выражены именно среди молодежи. Как медиа-ресурс Интернет используют 16,5 % школьников. Для них одной из целей выхода в сеть является чтение и просмотр различного рода новостей. Таким явлением Сети, как «Веб-серфинг» (бесцельное «плавание» по Сети, перелистывание страниц сайтов, перемещение по заинтересовавшим пользователя гиперссылкам) увлекаются 10 % школьников. Некоторые школьники выходят в Интернет, для того чтобы играть в сетевые игры. Именно такую цель выхода отметили 9 % опрошенных. Кроме того многие сетевые компьютерные игры предоставляют возможность внутренних чатов, что является показателем не только развлекательного характера, но и возможности общения в референтной группе. Около 3 % школьников обладают настолько высоким навыком обращения с информационными технологиями, что сами создают серверы и сайты. Соответственно целью выхода в Интернет для них является поддержание функционирования собственного сайта, FTP или игрового сервера. Существуют и школьники, кто рассматривают сеть как ресурс для поиска работы или возможность заработать в самой сети. Именно с этими целями в Интернет выходят примерно 2 %. 
Более подробно мы остановимся на рассмотрении Интернет пользователей. Среди тех, кто все-таки обладает возможностью доступа к Сети, также можно выделить различные группы: это «неопытные» (интернет-пользователи, обладающие возможностью доступа, но степень развития их навыка обращения с компьютером и Интернет весьма мала) и «опытные» (обладающие достаточным навыком и возможностью выхода в Сеть). 
К группе «неопытных» пользователей можно отнести: 1. «Зрителей», не умеющих пользоваться компьютером, но обладающих возможностью выхода в Интернет (примерно 1,5 %). Эти люди самостоятельно не обращаются с компьютером и не выходят в Сеть, а просто смотрят за другими (за друзьями, родственниками, игроками компьютерных клубов или посетителями Интернет-кафе). Доступ в Сеть открыт, Интернет интересен, но отсутствие навыка ставит этих людей в положение зрителя. Процент «зрителей» крайне мал, поскольку заинтересованность в Интернет рано или поздно стимулирует их учиться работать на компьютере; 2. «Ведомых», умеющих обращаться с компьютером и обладающих возможностью доступа в Интернет, но не умеющих пользоваться Интернет. Представители данного сегмента выходят в Интернет с чьей-либо помощью, когда «наставник» помогает настроить, запустить, или сделать что-либо в Сети (к примеру, открыть интересный сайт или найти информацию, а сам «ведомый» уже изучает представленную информацию). Среди школьников этот сегмент составляет примерно 18,17 %. Представители данного сегмента выходят в Сеть крайне редко, точнее сказать, ситуативно, не чаще, чем один раз в месяц. Это люди, приезжающие в гости к родственникам или к друзьям, ситуативно получающие сетевого «наставника», помогающего в работе с Интернет. Это примерно 80 % из всей группы «ведомых» школьников. Около 20 % выходят в Сеть значительно чаще (хотя бы раз в неделю), это вызвано близостью «наставников», более опытных пользователей, или близостью «:приватных» каналов доступа в Сеть. 
К группе «:опытных» пользователей можно отнести: 1) «интернет- 
пользователей», умеющих работать в Интернет и обладающих возможностью доступа в Интернет, выходя в Интернет хотя бы раз в неделю; 2) «продвинутых интернет- 
пользователей», умеющих работать не только в Интернет, но и в локальных сетях, обладающих возможностью доступа в Интернет, использующих данную возможность ежедневно. 
36,7 % опрошенных относятся к сегменту «интернет-пользователей», при этом из них 44 % выходят в Сеть у себя дома, а четверть используют домашний Интернет друзей или родственников. Еще четверть отметили, что могут использовать Интернет, проведенный в компьютерный класс школы, где они обучаются. Большинство школьников использующих школьный Интернет, обучаются в небольших поселениях, и для них Интернет в школе может быть единственным возможным ресурсом. 6 % могут иногда выходить в Интернет, существующий на работе у знакомых или родственников. И лишь 5 % самостоятельно ходят в компьютерные клубы или Интернет-кафе, для того чтобы выти в Сеть. Приблизительно 73 % выходят в Интернет достаточно часто, а именно регулярно, раз в неделю, в Интернет выходят 44-45 % представителей данной группы. Каждый день или почти каждый день в Интернет выходят более 28 %. Около четверти опрошенных редко обращаются к Сети. Ситуативно (не чаще чем один раз в месяц) к ней обращается каждый пятый представитель данной группы. Остальные либо не имеют возможности, либо не испытывают интереса к Сети (примерно 5 %), и если и выходят в Интернет, то раз в год а иногда и реже. 
Основными целями выхода в Интернет для группы интернет-пользователей, как и для большинства опрошенных, являются поиск информации для учебы и посещение сайтов по интересам - так заявили более половины опрошенных. Вторую по значимости позицию деятельности в Сети (28 %) занимают мультимедийное потребление (пользователи скачивают изображения, аудио или видео файлы) и общение в группах по интересам, членство в виртуальных сообществах. Соответственно для общения на форумах или в чатах в Сеть выходят более 26 %. Для того чтобы узнать новости, в Интернет выходят около 17 %. Интернет в данном случае выступает в большей степени как средство информации, а не коммуникации. Наконец, 6-7 % - это активные игроки. Целью выхода в Интернет для них являются сетевые игры. Для группы, составляющей 4 %, Интернет - это не только база данных или полигон для развлечений, это ресурс поиска работы и сама по себе возможность заработать. При этом 2,5 % используют такую возможность, поскольку целью выхода называют поддержание своего сайта или сервера. Еще 8,5 % выходят в Интернет просто полистать электронные страницы, то есть занимаются Веб-серфингом (бесцельно бродят по Сети). 
К сегменту «продвинутых интернет-пользователей» относится 18 % опрошенных. Самый распространенный источник выхода в Сеть для данной группы - это доступ в собственном жилье. Именно у себя дома выходят в Интернет 67 % представителей данной группы, что значительно больше, чем в группе «интернет-пользователей». Продвинутые интернет-пользователи стараются меньше использовать для выхода в Интернет домашний Интернет друзей или родственников (21 %) и ресурсы школы, в которой обучаются (18 %). Ресурсы интернет-кафе и клубов, а также выход в Сеть на работе родственников или знакомых используются значительно реже (соответственно 5 и 7,5 %). Молодежь данной группы значительно чаще выходит в Интернет, чем другие: 60 % практически каждый день, а многие - каждый день, проводя все время за компьютером. Треть продвинутых пользователей хотя бы раз в неделю посещают Интернет, и лишь оставшиеся 10 % либо не заинтересованы Интернетом в значительной мере, либо не обладают достаточной возможностью доступа по неформальным каналам и выходят в сеть не чаще, чем раз в месяц, а 1,5 % из этих 10 % вообще только раз в год. 
Цели выхода в Сеть: 60 % выходят для того, чтобы посетить интересующие их сайты. Эта деятельность опережает даже такую важную для школьника цель, как по- 
иск информации для учебы (50 %), хотя и она немаловажна для представителей данной группы. Почти половина молодежи, обладающей высокими навыками обращения с информационными технологиями, общается на форумах или в чатах, состоит в виртуальных сообществах (45,5 %). Соответственно выше остальных групп и процент тех, кто выходит в Интернет «покачать» мультимедийные файлы. Именно для скачивания видео или музыки в сеть выходят 46,5 %. Больше остальных групп эти люди читают новости (26 %), поскольку вообще больше и чаще проводят время в режиме он-лайн, а также данные индивиды составляют основной контингент, играющих в сетевые игры (24,5 %). Приблизительно четверть данной группы активные «геймеры» (от англ. game - игра, часто играющий в компьютерные игры). Примерно 15 % занимаются веб-серфингом, а 6,5 % ищут работу или пытаются заработать с помощью Интернет. Около 3,5 % представителей данной группы создали и поддерживают в сети Интернет свой сайт, FTP или игровой сервер. 
Детализация пользователей Интернет представлена в табл. 5. 
Таблица 5 
Детализированные сегменты пользователей 
Сегмент пользователей % от числа ответивших 
Незнающие * 2,7 
Зрители 1,5 
Пользователи ПК * 20,0 
Ведомые 18,2 
Ознакомленные (базовый навык) * 2,3 
Пользователи Интернет 36,7 
Ознакомленные (продвинутый навык) * 0,7 
Продвинутые пользователи Интернет 18,0 
Итого 100 
Примечание: * сегменты, не имеющие доступ к сети Интернет. 
Более подробно остановимся на факторах, влияющих на сегментацию пользователей Интернет. В среднем, четверть опрошенных не являются интернет-пользователями, и, по-видимому, объективные причины детерминируют такое положение (удаленность доступа по «приватным» каналам, отсутствие возможности использования более формальных, «публичных»). В данном случае половые отличия практически не влияют на сегмент, статистические различия минимальны - 23,5 % юношей и 27 % девушек. Статистически значимые отличия наблюдаются в сегментах пользователей, особенно в группах «неопытные» и «продвинутые» пользователи. Очевидна тенденция смещения опыта работы в Интернет в сторону более опытных в мужской группе и в сторону менее опытных в женской. Так, несамостоятельных пользователей женского пола 24,5 %, а мужского - 11,4 (в отличие от продвинутых пользователей, где мужчин 34 %, женщин - 8,5 %). 
Можно утверждать, что выпускники школ больше интересуются сетью Интернет и обладают более развитыми навыками в сфере обращения с информационными технологиями, чем выпускницы. Во-первых, это вызвано гендерными стереотипами и мужскими ролями, которые подразумевают то, что увлечение мужчин вопросами механики, техники, технологии различного рода больше, чем у женщин. Во-вторых, это смещение обусловлено опытом компьютерных игр и открытостью доступа к об- 
щественно порицаемой информации, интересующей молодого максималиста (порнография, наркотики, терроризм), которая содержится в Сети. Эти факторы формируют навык обращения с компьютером, умение обращения с поисковыми системами и будоражат любопытство молодого человека. 
Тип поселения незначительно влияет на умение и возможности использования Интернет. В большинстве типов поселений более половины опрошенных являются самостоятельными интернет-пользователями, хотя бы раз в неделю выходящими в Интернет. Данный феномен вызван тем, что как Екатеринбург, так и средние города являются динамичными (в аспекте социально-экономического развития) поселениями, в том числе и в плане информационных технологий. Влияние типа поселения может прослеживаться на примере малых населенных пунктов и отдаленных поселений. Так, в селах имеется примерно 27 % самостоятельных пользователей (при этом 22 % рядовые пользователи и только 5 % продвинутые); в поселках городского типа - 48 % пользователей (увеличение затрагивает как группу рядовых пользователей - 32 %, так и продвинутых - 16 %); в малых городах - уже больше половины опрошенных являются интернет-пользователями (55 %), из них 36,5 % пользователей и 18,5 % продвинутых пользователей Интернет. Таким образом, по мере увеличения поселения увеличивается и процент пользователей сети Интернет, достигая в крупных городах 60 %. 
Остановимся на влиянии социально-экономического статуса поселения. В средних и «депрессивных» поселениях преобладают группы «непользователей» и «неопытных пользователей», в же «прогрессивных» поселениях, наоборот, смещение происходит в сторону информационных технологий. Более 60 % молодежи «прогрессивных» поселений относятся к числу пользователей Сети, при этом с достаточно хорошо развитым навыком для самостоятельной работы в Интернет; в «депрессивных» и «средних» данная группа составляет значительно меньшую долю респондентов (от 42 до 44 %). Основными факторами дифференциации пользователей является не столько тип поселения, сколько его экономический рост, а в большей степени развитие информационных технологий и системы коммуникаций. Очевидно, что удаленность и динамичность развития поселения отражается и на уровне развития информационных технологий. Поэтому в «прогрессивных» поселениях, большинство из которых достаточно крупные города, процент пользователей выше, чем в других. А в селах, преимущественно «депрессивных», отдаленных от ресурсов Сети, данный процент ниже. 
Поскольку развитие технологий позволяет все большему количеству людей подключаться к Интернет (сотовые или стационарные телефоны, спутниковый или радио Интернет), то можно предположить, что данные различия будут стираться и дальше из-за удешевления как технологических ресурсов (средств связи), так и стоимости обслуживания. Одно из объяснений стирания различия в сегментах пользователей в различных типах поселений является появление у основного регионального оператора телефонной связи возможности подключения к высокоскоростному Интернет. Данная возможность ставит в равное по возможности доступа положение все поселения, имеющие стационарные телефоны. Основными критериями дифференциации пользователей в таком случае выступает уровень доходов населения и заинтересованность в сети Интернет. 
Вышеизложенные параметры позволяют нам выделить 4 основные сегмента опрошенных. Основными критериями для выделения данных групп является возможность доступа в Сеть, навык работы с информационными технологиями и частота обращения респондента к всемирной паутине: 
1. Сегмент непользующихся сетью Интернет, включающий в себя людей, не имеющих доступа к сети Интернет, но обладающих различными навыками в области высоких технологий. В сегмент «непользовате-лей» входят 25,6 % опрошенных школьников. 
2. Сегмент неопытных пользователей, обладающих возможностью обращения к Сети, но из-за слабых навыков обращения с компьютером и Интернетом эти люди не могут без посторонней помощи выходить в Интернет и свободно 
работать в сети. 19,6 % опрошенных школьников относятся к данному сегменту. 
3. Сегмент пользователей Сети состоит из людей, имеющих достаточный опыт и навыки работы в Интернет и обладающих возможностью доступа в Сеть. Представители данного сегмента стараются выходить в Сеть хотя бы раз в неделю и составляют 36,6 % опрошенных. 
4. Сегмент продвинутых пользователей Сети (около 18 % школьников) включает в себя людей, обладающих высоким навыком работы с информационными технологиями, что позволяет им работать не только в Интернет, но и в других, в том числе местных, локальных сетях. Обладая возможностью выхода в Интернет (преимущественно у себя дома), выходят в сеть регулярно, каждый день или, по крайней мере, несколько раз в неделю. 
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов. Современный школьник включен в «киберкультуру» (то есть во взаимодействие с сетевыми технологиями). Данное увлечение Интернет носит характерную гендерную окраску, поскольку юноши обладают более развитыми навыками и чаще выходят в Сеть. По мере увеличения опыта взаимодействия с компьютерной техникой и Интернет индивид начинает обращаться к различным видам деятельности в Сети. Для большинства опрошенных основной целью выхода является поиск необходимой информации. Характерным отличием современного школьника, активно работающего в сети Интернет, является направленность на терминальные ценности развлечения и общения. 
Возможность включения индивида в киберкультуру детерминирована информационно-технологическим контекстом поселения. Прежде всего, это техническое обеспечение компьютерной техникой и возможность подключения к Интернет. Информационно-технологический контекст напрямую зависит от типа и уровня социально-экономического развития поселения. Поскольку каналы доступа носят предпочтительно «приватный» характер, немаловажным фактором включения индивида в «киберкультуру» и дальнейшей реализации как инструментальных ценностей, так и терминальных ценностей является материальное положение семьи. 
Примечания 
1 См.: Социально-экономическое развитие муниципальных образований в Свердловской области в январе-ноябре 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.midural.ru/minek. 
Сегменты Интернет пользователй (школьники) 
□ Не пользователи сети Интернет 
18,00% 
36,70% 
25,70% 
19,60% 
□ Неопытные пользователи Интернет 
□ Пользователи Интернет 
□ Продвинутые пользователи Интернет

Авторы